Вернуться на главную

«Весна и осень ковра Бахарестан»

Эльмира Ардакани и Саназ Дегхан,
профессора Иранского университета прикладных наук и технологий

Просматривая различные книги по истории, мы можем найти информацию о легендарном ковре, существовавшем в районе западного Ирана. Существовал ли на самом деле Бахарестанский ковер, почему он поражал видевших его так, что истории о красоте и роскоши этого изделия пережили столетия, рассказывают профессора Иранского университета прикладных наук и технологий Эльмира Ардакани и Саназ Дегхан.

В Месопотамии на правом берегу Тигра существовал город, который назывался Ктесифон: этот город был столицей империи Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Множество огромных дворцов, в том числе дворец Кисра, построенный в первой половине VII века н. э., был захвачен арабской армией под командованием Саада ибн Аби Вакаса во времена правления Йездигерда III.

Конечно, убранство построек со всем своим великолепием соответствовало величию дворца. Саад Ибн Аби Ваккас после завоевания Ктесифона так писал в письме второму мусульманскому халифу Умару: «В каждой комнате этого дворца есть ковер, сотканный мастерами так, что он ни маленький, ни большой, и каждый кусок ковра называется Мафруш» (Табари, 1996: 1834, Балами, 1999: 466). Среди этих ковров упоминается изысканный и украшенный драгоценностями ковер, основа и уток которого сделаны из золота, серебра и шелка, и известен этот ковер, как Бахарестан, Бахар Хосров, Голестан, Гользар или Земестан (зима) и т. д.

Поскольку от ковра ничего не осталось, необходимо обратиться к книгам по истории исламского мира и Европы. Ковер Бахарестан действительно существовал, по мнению большинства историков. Например, о нем пишут Табари (IX-X в. н. э.), Балами (XI-XII в. н. э.), Мускави (XI в. н. э.). Возможно, наиболее полное описание этого ковра упоминается в трудах Ибн Асира (XII-XIII в. н. э.). Персидские шахи использовали ковер во дворце Кисра в зимний период, поэтому этот ковер также известен как «зимний ковер». Шахи могли представить себя прогуливающимися по весеннему саду, поскольку на нем была соткана весенняя трава и цветы, базилик и деревья, реки и ручьи из драгоценных камней.

Империя Сасанидов (224-651 гг. н.э.)

«Основание было украшено золотом, а прилегающий узор – зелеными изумрудами, напоминающими цветущие деревья в открытом поле. Ветви были сделаны из золота, а фрукты – из драгоценных камней, их было так много, и это было неописуемо» (Ибн Асир, 1991: 335).

Европейские историки Кристиан Сен, Уилл Дюран, Казама, Карабаск, Сайкс пишут: «Когда Аби Ваккас захватил город Ктесифон, среди его добычи был шелковый ковер, фон которого был похож на рай, а рисунок был золотым, потоки воды были сделаны из кристаллов, деревья из шелка, а цветы на деревьях из драгоценных камней» (Сайкс, 2010: 295). Согласно историкам, есть свидетельства, подтверждающие существование такого ковра. Еще одно доказательство того, что в период Сасанидов ткали подобные ювелирные ковры, – это рельефы Так-е Бостан, относящиеся к этому периоду. В рельефе арфистов в углу можно встретить образец ковра периода Сасанидов. В этом ковре два ряда жемчуга, и между двумя рядами – четырехугольник с длинной завязанной бахромой. Оказывается, как и современные, этот ковер был узелковый. Наличие украшений вызывает сомнения в отношении существования таких ковров. Но даже сегодня в музеях по всему миру мы встречаем ковры с рубинами и другими драгоценными камнями, что подтверждает существование такого красивого и изысканного ковра, как Бахарестан (Нафиси, 2004).

В разных источниках ковер Бахарестан имеет различные размеры, например, встречаются 900 м2, 300 на 600 локтей, 60 на 60 локтей. Из всех этих утверждений можно сделать вывод, что этот ковер был очень большим, скорее всего, квадратной или прямоугольной формы. Предположительно ковер был соткан нецелым, скорее всего, это были несколько частей меньшего размера, которые впоследствии были соединены во дворце. Этот уникальный и драгоценный ковер создавался 24 мастерами и художниками в течение 8 лет, вес ковра больше 2 тонн.

Существуют два источника, которые описывают, как использовался ковер. Согласно первому, ковер лежал на полу. Фирдоуси описывал этот ковер, как роскошный занавес перед портиком во дворце в Ктесифоне. Согласно имеющимся документам, этот ковер можно рассматривать как ковер с четырьмя садами, медальоном которого является бассейн с плавающей уткой, а по краям – улицы и каналы с фонтанами, проходящие через красивые сады и поля. Водоем окружен пышной зеленью и фруктовыми садами. Листва деревьев украшена множеством бутонов, цветов и птиц, что соответствовало изображению весны. Жемчуг использовался для речной гальки, золото для почвы, хрусталь для воды, изумруды в качестве листвы, шелк для цветов, а разноцветные драгоценные камни для фруктов. Может показаться, что ходить по такому ковру было проблемой, но согласно последним теориям, по этому ковру именно гуляли, как по весеннему саду.

Наскальный рельфе Так-е Бостан

Этот ковер напоминает персидские сады, символ рая и город Фердоус. В раю обитали самые лучшие и прекрасные виды животных и растений, которые жили вечной жизнью. В иранском воображении рай состоял из семи последовательных заборов, один из которых посередине был шире и выше, чем другие (так, чтобы демон или дьявол не могли войти в сад). Эти стены на персидском ковре показаны в виде полей. На ковре было семь полей, центральное поле шире, чем другие, а линии, разделяющие эти поля, означали воду. В самом раю есть вечный источник воды, который никогда не пересыхает. Поэтому на ковре были проточные реки, а кое-где водоемы (водопады). Движение воды начиналось от основного источника, разветвляясь и собираясь у квадратных и прямоугольных водоемов, тем самым разделяя сад на четыре равные части.

Согласно описанию бахарестанского ковра, сада Фердоуса и рая зороастрийской религии, можно сказать, что этот ковер, который был соткан во времена Хосрова Аноширвана и его преемников, до Йездигерда III, использовался в особых случаях. По их верованиям, это был священный символ неба, и, возможно, по этой причине после поражения Сасанидов и завоевания Касры арабы были удивлены, увидев этот прекрасный ковер. Согласно Корану, попасть на небеса означает награду, а этот ковер стал проявлением неба. По этой причине арабы отказались делить ковер и поручили своему второму халифу Омару погрузить его на 900 верблюдов и отправить в Медину. Но, в конце концов, Омар приказал разрезать ковер на части и раздать мусульманам (Хасури, 2002).

Антикварный персидский ковер «Сад», XVII век, эпоха Сефевидов. Музей Глазго (хлопок и шерсть).

Дизайн антикварных «садовых» ковров Анатолии Ирана, ведет свое происхождение от драгоценного ковра Бахарестан, история которого осталась в летописях и передавалась из уст в уста.