Армен Токатлян,
историк восточного искусства
В 1990-е годы на мировом рынке появились пять цельных (а также отдельные фрагменты) роскошных ковров с изображением животных. Обратимся к этой ценнейшей находке, чтобы подробнее вглядеться в изображения и разгадать загадки этих изделий…
Как стало известно, появление ковров на рынке произошло из-за разорения тибетских монастырей в период Китайского вторжения. Позже эти ковры были проданы на рынке Катманду. В настоящее время они хранятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке, Фонде исламского и азиатского искусства Брускеттини в Генуе, музее исламского искусства в Дохе и двух частных коллекциях.
Преимущественно эти ковры и фрагменты ковров имеют стилизованный абстрактный узор, изображающий четвероногих животных с поднятой передней ногой. Внутри каждого животного изображено еще одно – схожее, но меньшее по размеру. Края представляют собой стилизованные орнаменты арабского письма или геометрические мотивы. Эти яркие и загадочные животные отличаются дизайном от других известных образцов – например, от ковров с фантастическими животными, хранящихся в музеях Берлина и Стокгольма с 1886 и 1925 годов соответственно.
Предположительно, вышеупомянутые пять ковров были сотканы в 14-15 веках, о чем свидетельствуют радиоуглеродное датирование, иллюстрация в знаменитом манускрипте «Великий Монгол Шахнаме» (около 1330 г.) и картина итальянского художника Грегорио ди Чекко ди Лука «Женитьба Богородицы» (1423). Это terminus ante quem* для существующих ковров соответствующего дизайна. Что стало источником вдохновения, где были созданы эти ковры – неизвестно.
Есть версии, что роскошный анималистический узор имеет связь с иранскими тканями, которые хранятся в музеях и частных коллекциях. На тканях изображены фантастические крылатые существа, которые похожи на мифического зверя Семрува в традициях времен правления династии Пехлеви (или Симорга, как это звучит на фарси). Согласно радиоуглеродным анализам, эти образцы датируются 8-10 веками. Изображение Семрува появляется только во времена правления Сасанидской династии в 5 веке, в археологическом памятнике Так-е Бустан в западном Иране. В то время как согдийское полное изображение этого крылатого существа есть на стене в Афрасиабе, домонгольском городе Самарканд и датируется около 660 г..
Также стоит учитывать рисунки животных на представленных коврах и несколько стилистических знаков на тканях 9-10 веков, которые в исламских источниках обычно упоминаются как занданиджи.
На этих тканях изображены олени, утки и рогатые бараны с геометрическим орнаментом. Это непросто элемент декора, а свидетельство символического и мистического значения животного.
Сложно установить взаимодействие и заимствования между индо-персидской и среднеазиатской культурами на ранних стадиях. Однако перераспределение древних подлинных мотивов и их знаковое превращение в удивительные ковры с животным рисунком не случайны. Ткани китайского производства, украшенные согдийскими и персидскими знаками, предназначенные для экспорта или дипломатических подарков, были обнаружены в большом количестве за пределами самого Китая.
Основываясь на технических аспектах ковров и их фрагментов (таких, как симметричные шерстяные узлы и похожие оттенки), помимо того, что некоторые ковры с экзотическими животными были найдены в турецких мечетях, ученые предполагают анатолийское, не персидское происхождение этих ковров.
Не будем забывать, что временная шкала, связанная с производством сельджукского искусства полностью не соответствует политическим событиям империи. С другой стороны, начиная с 13 века, правление монгольского ханства Ильханата в Персии стремилось к развитию инновационных художественных подходов, источником которых становились китайские узоры, привнесенные кочевой династией. Следует отметить, что такие сказочные животные, как дракон и феникс, появившиеся в иранском искусстве книгопечатания, были популярны на протяжении всего правления династии Тимуридов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, начиная примерно с 1400 г., тюркские жители Восточной Анатолии, при некоторой иранской аккультурации, создавали невероятные ковры со сложными образами животных, которые сегодня высоко ценятся в ковровом искусстве.
Примечание:
Terminus ante quem и terminus post quem (лат.), археологическое датирование редко бывает точным, часто оно лишь указывает, что одно событие не может быть позже (или раньше) другого (прим. ред.)