Хасан Гюльдай,
штатный гид-экскурсовод, специалист по Турции
Несмотря на то, что на протяжении всей своей истории турецкий народ всегда использовал ковер в своей обыденной жизни (на них сидели на полу, с их помощью согревали и украшали жилье, молились), он никогда не был просто предметом. Ковер был настоящим произведением искусства, способом выражения культуры во времени.
Когда речь заходит о коврах, первая ассоциация – «турки-кочевники». Мелкий рогатый скот, из шерсти которого делалось большинство ковров, скорее всего, был приручен кочевыми турками из центральноазиатских степных земель.
Существуют источники, указывающие на то, что ковроткачество, вероятно, зародилось в Средней Азии, где также можно встретить следы турецких кочевников. Когда коренные жители этого региона, которых называют кочевыми племенами или просто кочевниками, мигрировали на запад в результате большого демографического взрыва и начали искать более подходящие районы, они столкнулись с суровыми погодными условиями. По этой причине кочевники начали использовать козью шерсть для своих палаток. Козья шерсть намного длиннее и крепче овечьей. Для изготовления кочевых палаток также впервые была использована техника плоского плетения.
Позже кочевники решили защитить себя от холода земли в палатках. Поэтому они начали изготавливать напольные покрытия, которые сегодня называются «коврами», используя ту же технику плоского плетения. Поскольку в тот момент господствовали языческие верования, большинство узоров отражали языческие представления. Через некоторое время искусство ткачества развилось, и многие предметы, используемые в повседневной жизни, такие как седельная сумка лошадей или верблюдов, были выплетены из ковров.
• Ковер с изображением платка на голове создавался одинокими девушками, которые мечтали о замужестве, или замужними женщинами, которые мечтали о детях.
• Рука – один из старейших символов турецких ковров. Он символизирует Бога, который создал людей и защищает их.
• Рог барана – символ мужественности и власти. Его можно встретить по краям и в центре ковров.
• Древо жизни – это символ доисламской культуры турок, который можно встретить и сейчас. Это цветок жизни, который постоянно растет и, в итоге, достигает небес.
Ковры всегда были важной частью турецкой культуры со времен кочевников. Ковры, помещенные в центре кочевых палаток, были важной частью повседневной жизни. Чтобы понять турецкий ковер, мы должны обратиться к доанатолийской культуре, а также географическим и социологическим особенностям, которые привели к возникновению коврового ремесла среди тюркских народов. Турки – народ, ведущий кочевой образ жизни из Средней Азии. Их хозяйство было основано на животноводстве, поэтому турки обладали большим запасом козьей и овечьей шерсти.
Считается, что кочевники, жившие в шерстяных палатках, были основоположниками коврового искусства. Со временем простые однотонные ковры превратились в произведения искусства с более яркими и сложными узорами. Узловатые или полотняные ковры являются наиболее известными образцами турецкого коврового искусства.
Ковры использовались в турецкой культуре за долго до прибытия турок в Анатолию и Малую Азию. Кроме того, жители Анатолии на протяжении сотен лет жили по соседству и вели торговлю с такими ковроткацкими народами, как Сасаниды. После завоевания Анатолии около 400 лет турки соседствовали с византийцами. Турецкие ковровые традиции смешались с архаичными культурами и анатолийскими узорами и превратились во всемирно известные анатолийские ковры. Турецкие ковры – одни из самых продаваемых предметов домашнего обихода во всем мире.
Стремление турецкого общества к искусству, эстетическое понимание, место искусства в повседневной жизни, несомненно, больше всего отражается в традиционном ковроткачестве. Оно формировалось веками, демонстрируя сходство и различия в зависимости от традиции.
Турецкие женщины всегда были независимы и полны желания обеспечивать свою семью. Для них это дело чести и основной принцип всей жизни. При анализе можно прийти к выводу, что большинство ковров производились в домашних условиях. Турецкие женщины, создававшие ковры, килимы, мешки, привносили в семейный бюджет не меньше тех, кто зарабатывал пошивом одежды, изготовлением масла, сыра и йогурта.
Турецкие ковры и килимы – это не только предмет торговли или эстетики. Ковры становились способом передачи пожеланий семье, а иногда талисманом семьи, залогом хорошего урожая.