Вернуться на главную

«Ковровая кладовая Российского этнографического музея» (г. Санкт-Петербург)

Елена Кубель,
научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана,
Российский этнографический музей, Санкт-Петербург.

Этнографический отдел Русского музея императора Александра III (ныне Российский этнографический музей) был основан в 1902 г. В его создании принимали участие виднейшие русские ученые – этнографы и востоковеды. На протяжении своей истории музей успешно занимается изучением этнической культуры народов Евразии, в соответствии с основной задачей, которая была сформулирована следующим образом: «Представить картину этнографического протяжения нашего отечества, картину народов, обитающих в России и в непосредственном соседстве с нею».

Ковровая кладовая РЭМ – специализированное хранение для крупногабаритных ковров и ковровых изделий. Ковровые изделия небольшого размера хранятся в фондах мягкого резерва региональных отделов музея. На сегодняшний день Ковровая кладовая насчитывает более 1300 памятников. Временные границы собрания чрезвычайно широки: от XVIII до первого десятилетия XXI в.

Ковровые коллекции формировались как на основе многочисленных экспедиционных поездок научных сотрудников и собирателей, работающих по заданию музея и имеющих статус его корреспондента, так и приобретались у частных лиц через Закупочную комиссию. В 1948 г. ковровое собрание музея пополнилось памятниками, переданными из расформированного в Москве музея народов СССР. В 1960-1980-е годы, благодаря поступлениям из Художественного фонда СССР, шло активное формирование ковровой коллекции современного периода.

Коллекции народов Восточной Европы включают ковровые памятники русского, белорусского, украинского, болгарского, польского, румынского и молдавского производства как ворсового, так и гладкого ткачества. В собрании музея представлена разнообразная ковровая продукция из Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской и Тульской губерний Российской империи.

Ковер молитвенный намазлык ворсовый. Восточный Туркестан. Уйгуры. Конец XIX в. РЭМ, колл.16-206

Одним из первых экспонатов коврового собрания стал ковер, датируемый XIXв. (РЭМ, колл. 222-6). Он поступил в музей в январе 1903 г. в составе коллекции этнографических предметов из центральных губерний России, подаренной императором Николаем II. Центральное поле ковра украшают изображения крупных букетов роз. Непрерывная вьющаяся ветвь с розами выткана на среднем широком бордюре, окружающем центральное поле. На узких бордюрах преобладает геометрический орнамент (меандр) с небольшим включением растительных элементов (мелких цветочных розеток). Ковер гладкого ткачества, с зацепом утков по одной нити основы. Уток – шерстяные нити, основа – льняные. Розы – наиболее распространенный орнаментальный мотив, ставший популярным в русском ковроткачестве, начиная со второго десятилетия второй половины XIX в. Мастерицы «собирали» их в букеты, объединяли в гирлянды, дополняли композицию бутонами и листьями. Расширяется цветовая палитра за счет использования белого, розового, красного, пунцового цвета. В эти годы выработался новый тип орнаментальной композиции с пышным букетом (или несколькими более мелкими) в центре и широкой каймой – гирляндой вокруг. В собрании музея также находятся гладкие ковры, однотонные или с простым геометрическим орнаментом – так называемые «попонки», «покрышки», «постилки», которые являлись непременной частью крестьянского быта той эпохи. Собрание музея включает также коллекцию русских высоковорсовых ковров (высота ворса 20-25 мм), которые в народе называли махровыми (или мохровыми, от слова «мохор» – «кисть»). Узоры махровых ковров чрезвычайно разнообразны: геометрические мотивы, широкое использование растительных, орнитоморфных, зооморфных и антропоморфных изображений. В ковровом орнаменте памятников второй половины XIX в. более свободно размещены цветы и листья на плоскости. У зрителя создаётся впечатление, что изображения освещены солнцем, в живых естественных поворотах и движениях.

Ковер гладкотканый. Европейская часть России. Русские. XIX в. РЭМ, колл.222-6

В цветовой гамме ведущими остаются традиционные красные и зеленые тона. Активную роль в образовании орнамента приобретает черный фон. Пушистые и теплые махровые ковры широко использовались крестьянами и частью городского населения как одеяла, полости и покрышки на сани, покрывала на сундуки и «укладки» (стопки вещей).

Коллекция украинских гладкотканых ковров килимов Российского этнографического музея отражает богатство и разнообразие традиций этого вида изделий. Килимы с геометрическим орнаментом ткали во всех частях Украины. Орнаментальные композиции создавались из геометризованных цветов или простых геометрических форм, располагающихся рядами на одноцветном фоне, нередко эти ряды разделялись узкими одноцветными полосами, что усиливало декоративный эффект. Особенно полно в собрании представлена группа так называемых «цветочных килимов» из Полтавской и Волынской губерний. Килимы этой группы характеризуются изображением цветов и цветочных веток на черном или желтом фоне центрального поля ковра, окруженного более или менее широким бордюром, также с цветочным орнаментом. Ориентированы эти килимы вертикально, т. е. их высота больше ширины. Чаще всего рисунок состоит из отдельных элементов, расположенных на центральном фоне. Этот ритм не нарушается даже присутствием в центре композиции какого-нибудь дополнительного рисунка – изображения орла или вазона с цветами. Примером такой композиции является килим XIX в. из Полтавской губернии, Зеньковского уезда, с. Мошенские Будища (РЭМ, колл. 606-37). На черно-коричневом фоне центрального поля выткан прямоугольный медальон желтого цвета, на котором располагается стилизованное изображение двуглавого орла со скипетром и державой в лапах, а также парные изображения листьев, ветвей и птиц. Остальное пространство центрального поля занято изображениями ваз с букетами цветов, цветочными композициями в виде сердцеообразных гирлянд, дополненных изображениями цветочных вазонов и птичьих пар, отдельными изображениям листьев, цветочных бутонов и птиц. Изображения полихромны, выполнены белыми, желтыми, розовыми, бежевыми, красными, голубыми, синими и зелеными шерстяными нитями. Широкая кайма желтого, контрастного по отношению к центральному полю, цвета. Основа ковра из конопляных нитей, техника – «килим с зацепом».

Ковер килим гладкотканый. Полтавская губерния, Зеньковский уезд, с. Мошенские Будища. Украинцы. XIX в. РЭМ, колл. 606-37

Традицию изделий, произведенных в помещичьих хозяйствах под влиянием западноевропейских образцов, демонстрирует ковер конца XVIII в. из собрания музея (РЭМ, колл. 3408-1). На коричневом фоне выткан крупный вазон с цветами, стоящий на высоком постаменте. Высокие колонны голубого цвета, перевитые лентами и венками из желто-зеленых листьев, выполняют функцию каймы. Килимы (а также небольшие коврики, которые называли «килимок») традиционно украшали стены украинского жилища, ими покрывали стол, «налавники» (длиной более 4 м) стелили на скамьи. В Западной Украине ткали «лижники»-ковры для покрытия ложа, пушистые массивные одеяла. Ткались они из толстых, слабо крученых шерстяных нитей простым полотняным плетением – однотонными, полосатыми или с геометрическим узором. После выделки «лижники» дополнительно обрабатывались водой на сукноваляльне, что придавало полотну плотность и делало одеяло более теплым. Старинные экземпляры обычно ткали чисто шерстяными. В более поздних памятниках основа «лижников» сделана их хлопчатобумажных нитей, как например, в коврах производства 1980-х гг. из Ивано-Франковской обл. (РЭМ, колл. 10871-5,6).

Ковер гладкотканый. Восточная Европа. Украинцы. Кон. XVIII в. РЭМ, колл.3408-1

Богат и разнообразен комплекс мотивов коврового узора молдавских гладких ковров в собрании Российского этнографического музея. В большинстве случаев это образы реального предметного мира. Среди них значительное место принадлежит растительным мотивам, получившим своеобразную обобщенную трактовку. Чрезвычайно распространены изображения деревьев, кустов, вазонов, букетов, веток, цветов, гирлянд. Большие ковры – рэзбой (по названию вертикального станка, на котором они изготовлялись), предназначались для стен, а в жилище горожан – для пола. Узкие и длинные ковры лэичер служили для покрытия лавок. Лэичер второй половины XIX в. из молдавской коллекции РЭМ (длина 360 см, ширина 90 см) выполнен из нитей конопли цвета слоновой кости (основа) и разноцветной шерсти (уток). Выткан в технике «килима с зазорами». Прямоугольное центральное поле ковра темно-коричневого цвета украшено многоцветием цветочных бутонов – ярких розово-красных, насыщенно-желтых, сдержанных табачных, нежно-сиреневых, серых и белых, идущих рядами, в обрамлении зигзагообразной и прямой полос (РЭМ, колл. 10887-2). Популярный мотив «древа жизни» изображен на ковре унгерарь серединыXIX века, вытканном в технике «килима с зазорами» и «килима с зацепом». Мотив «древа жизни» на центральном поле ковра дополнен изображениями стилизованных цветов (РЭМ, колл. 10887-1).

Коллекции народов Северной Европы включают ковровые памятники латышского, литовского, эстонского и финского производства как ворсового, так и гладкого ткачества. Ядром финской коллекции являются ковры Ryjy конца XVIII–30-х гг. XIX века из Тавастгусской губернии (РЭМ, колл. 3028-34,35; 3199-1-9; 3200-1). Такие ковры ткались полностью из шерстяных нитей, отличались высоким ворсом (2,0-3,5 см) и многочисленными прогонами утка (26-25 прогонов). Количество узлов колеблется от 120 до 196 на дм2. Мастерицы, подбирая шерсть для работы, отдавали предпочтение спокойной цветовой гамме с преобладанием коричневых, голубых и розовых оттенков. На центральном поле ковра мы видим цветочные розетки и звездообразные фигуры, но они лишь дополняют то, что является главным смысловым и изобразительным центром Ryjy – изображение человеческих пар и крупного сердца (часто с датой внутри). Такой коврик обычно ткала новобрачная или кто-то из ее родственников на память о свадьбе. Ryjy представлял важный декоративный элемент сельского финского дома. В дальнейшем, в начале XX в., Ryjy стали настоящим культурно-политическим символом «северного модерна». Ковровые коллекции народов стран Балтии активно формировались во 2 пол. XX в. за счет поступлений продукции современного периода из разных источников, в том числе из Художественного фонда СССР.

Кавказские коллекции в полной мере отражают богатую ковродельческую культуру народов региона на протяжении более чем двухсот лет. В собрании представлены гладкотканые и ворсовые ковры, а также ковровые изделия из всех центров производства ковров Дагестана и Южного Кавказа. Памятники в полной мере отражают богатство и разнообразие орнаментальных композиций и технологических приемов, которыми владели мастерицы. Самым почтенным по возрасту является ворсовый ковер, да тируемый концом XVIII в. (РЭМ 6883-1). В основе и утке присутствуют шерсть и хлопок, ворс шерстяной, с низкой стрижкой – 3 мм. Количество узлов 1564 на дм2. Основу цветового решения составляет контраст мягких охристых оттенков и насыщенного синего индиго. Это прекрасный образец Бакинской группы изделий раннего периода. Его композиция одновременно строга и элегантна: три крупных многоугольных медальона, расположенные по оси центрального поля, являются ее смысловым центром. Вокруг них сгруппированы геометризованные мотивы как растительного, так и орнитоморфного характера (сюжет «птицы в короне»). Композицию замыкает ряд крупных боте (от перс. «миндаль»), с растительным заполнением внутри. Богатство декоративного убранства дополняется широкой полосой куфического бордюра. Куфи – почерк, которым по канону пишутся заглавия сур Священного Корана, ранний почерк, тяготевший к прямолинейным, геометрически выверенным формам букв, который преобладал в мусульманской каллиграфии до XII в. Позднее этот почерк приспосабливался к орнаментальному стилю каждой эпохи и использовался как элемент декора в произведениях архитектуры, в оформлении книг и в ковровых узорах. На узком бордюре – популярный в регионе элемент декора, изображение ветки абрикоса. Особенное техническое разнообразие в коллекциях демонстрируют образцы гладкотканых изделий кон. XIX — нач. XX в., выполненные в сложной петлевой технике Soumak (сумах) и Brocade/Broschier technik (выборная техника, уточные настилы), которыми владели мастерицы в самых разных ковродельческих центрах региона.

Ковер ворсовый махровый. Курская губерния, Старо-Оскольский уезд, сел. Кородково. Послед. треть XIX в. РЭМ, колл.728-117

Среднеазиатские ковровые коллекции чрезвычайно разнообразны. Они включают предметы, являющиеся частью жизненного пространства людей, населяющих этот огромный регион: постилочные ковры халы и гилем, молитвенные коврики намазлыки, комплекс коврового убранства юрты: энгси – ковровые занавесы, закрывающие дверь снаружи, вход изнутри декорировался ламбрекеном капунук, мешки для хранения вещей разного размера – мафрач, чувалторба – подвешивали к стенкам юрты. Все эти предметы демонстрируют общее и различное в ковровых практиках каракалпаков, киргизов, узбеков, туркмен, средне-азиатских арабов.

Высокохудожественным образцом ковроткачества туркмен-эрсари является молитвенный ковер намазлык XVIII в. (РЭМ, колл. 26-61). Его основа и уток шерстяные, плотность вязки 1260 узлов /дм2, высота ворса 6 мм. Количество цветов доходит до десяти: три оттенка красного, два оттенка синего, светло-желтый, оранжево-желтый, темно-коричневый, сине-зеленый, зеленый. Прямоугольное центральное поле ковра цвета благородной слоновой кости, плотно затканное многоцветным растительным узором, являет картину цветущего изобилия. Стрельчатая арка-михраб завершается тремя парами рогообразных завитков/рогов гочак, в которые вписаны мелкие восьмиконечные розетки чарх-палак (туркм. «колесо для подъема воды») выражающие идею вечного движения. Широкая красная кайма с цветущим побегом завершает композицию. Обилие и разнообразие растительного орнамента является характерной особенностью художественного стиля ковровой продукции туркмен, проживающих в районах среднего течения р. Амударьи. В среднеазиатском собрании присутствует группа длинноворсовых постилочных ковров небольшого размера джуль-хырс («медвежья шкура»), узбеков Самаркандской и Сырдарьинской областей, демонстрирующая непрерывность традиции производства и использования такого рода предметов на протяжении ста лет (1880-1980-е годы). Высота ворса джульхырсов достигает 15-20 мм, что является исключительным показателем для региона. Техника, применяемая узбеками при выделке этих ковров, значительно отличалась от техники ковроткачества соседних народов. Ворс джульхырсов вязали симметричным узлом лишь на нитях верхнего ряда основы, в результате чего узор с изнанки не виден. Мастерица ткала на узконавойном станке несколько дорожек, которые затем сшивала между собой по длине. Ширина дорожек строго увязывалась с композицией узора ковра, поэтому швы, скрываемые густым ворсом, незаметны. Ворсовые нити обрезали только ножом (не используя ножниц), отчего поверхность ковра имеет неровную поверхность, создавая живую игру света и тени.

Коллекции из Восточного Туркестана представлены ворсовыми постилочными коврами и намазлыками (молитвенными коврами) рубежа XIX-XX вв. В декоре этих изделий органично сочетаются разнообразные сюжеты и символы (символика буддийского и исламского происхождения, китайские символы воды, гор и облаков), что придает этим предметам неповторимое своеобразие.