Вернуться на главную

«Истоки ковроткачества в орнаментации казахского ковра»

Айгуль Омарова,
историк, научный сотрудник Карагандинского областного музея
изобразительного искусства

У древних тюрков на территории Казахстана существовал титул куль-бильге, что означало премудрый, знающий. На казахском языке куль (көл) означает озеро, бильге (білгір) — знающий. То есть, мудрость правителя глубока, как воды озера. Суть такого сравнения лежит в древнем понимании природы и нераздельного слияния человека с ней.

На просторах Центральной Азии находится десятки тысяч озер, что указывает на географическую первоочередность и первородность возникновения ковра и его видов на территории Казахстана у кочевых племен. Поверхность водоемов отражает небо и землю в чередующемся ритме волн. Они, словно узоры на вытканном ковре, создают образ орнамента. Не случайно замкнутое срединное пространство ковра называется куль (кöl) – озеро, по-турецки гёль (göl). Нет более точного определения для плоскости ковра, чем озеро, а не поле, как принято описывать поверхность ковров.

Озеро противопоставляется небу, сливаясь с ним в единое целое. Подобные дихотомические противоположности (небо-вода, земля-вода, день-ночь, мужчина-женщина и многое другое) составляют основу мироздания в мировоззрении казахских номадов. В озере отражаются и светящие звезды. На ворсовом ковре они представляются паттернами в виде геометрических орнаментов, так и называемых – звезды (juldız). В середине ковра могут располагаться медальоны со множеством узоров, отображающих окружающий мир. Медальоны также называются куль. В их центрах мог ткаться орнамент тотема или тамги, знака рода, или мифических существ. Или формы круга и спирали, присущие водной ряби, а также и солнцу, дающему и забирающему жизнь. Таким образом, для кочевника ворсовый ковер является образцом мира, повторяющим устройство природы. Это философско-воззренческая модель также указывает на возникновение ковроткачества именно у кочевых племен. Оно появляется как вид домашнего ремесла и только затем получает развитие у оседлых народов, становясь элементом экономического производства. У номадов же ковер сохраняется в своей автохтонности домашнего кочевого производства и элементом этнокультурной ценности со множеством функций.

Ковроткачество распространилось по евразийскому континенту по путям миграций тюркских кочевников, что подтверждает топонимика. Например, Казахский или Борчалинский регионы на Кавказе. На местах пребывания, оседания и ассимиляции тюрок с местным населением возникали ковровые центры. В них ткались и ткутся ковры, именуемые казахскими, и они идентичны по узлу плетения и орнаментации коврам Казахстана.

Во многих странах существуют казахские группы ковров, которые утратили свое первородное значение и этимологию, определявшую рождение этого вида ковра у тюркских племенных объединений, называемые «казах» уже с 10-го века. Теперь ковры казахских групп представляют собой лишь стиль ковроткачества с определенной орнаментацией и техникой исполнения, потеряв этническую связь с истоком. Но у казахов и других тюркских народов имеется единство ковроткачества, обусловленное единым историческим прошлым.

На территории Турции ковроткачество получило развитие с 11-го века, с приходом тюрко-огузских племен. Одним из древнейших центров ковроткачества стал город Конья, столица Сельджукского
султаната. В старинных конийских коврах прослеживается геометрическая орнаментика, сохранившаяся в казахских коврах.

Ковер из коллекции исследователя казахских ковров Даны Эрик

В разнообразии видов турецких или так называемых анатолийских ковров с периода Османской империи присутствует единый исток происхождения от тюркских племен, вышедших когда-то с территории Казахстана. Несмотря на влияние других народов, в анатолийских коврах остался неизменным казахский куль, бордюр, медальоны и двойной узел плетения, каким соткан древнейший ковер, найденный в Пазырыкском кургане на Алтае.

Тюрко-огузские племена издревле населяли территории Казахстана, Алтая и Монголии. В период Великого переселения народов в 4-7 века огузы мигрировали в Семиречье, затем в Западный Казахстан, где в 10-м веке образовали мощное объединение племен, направившееся в Переднюю Азию, постепенно завоевав Иран, Византию и почти весь арабский мир, основав Сельджукскую и в 13 веке Османскую империи. Огузы привнесли с собой влияние кочевой культуры, в том числе, ковроткачество, ставшее олицетворением культуры Османской Турции.

Анатолийские ковры юрюк носят название огузского племени Юрюк. Пришедшие с сельджуками, они стали основой могущества конийских, затем османских правителей.

Огузские рода участвовали в формировании как турецкого, так и туркменского и казахского этносов. При их участии сложилось крупное племенное казахское объединение адай, которому характерны геометрические орнаменты, как для близлежащего населения Туркменистана. К огузам относятся некоторые казахские племена и рода, среди них теке. В Туркменистане теке составляют самую большую этническую группу, давшую название ковру, схожему по орнаментике с казахским ковром.

Единая этнокультура кочевников разделилась и получила свое развитие в разных направлениях стилей орнаменталистики. В османском искусстве сложился стиль руми, в основе которого цветочный и животный мотив, но главный из них – узор тюльпана, степного цветка. Орнамент тюльпана сельджуки использовали, как личное клеймо, многократно повторяя его, словно выражали в нем тоску о кочевых просторах своей прародины.

Сегодня стоит вопрос о восстановлении первородства казахского ковра как важного элемента кочевой этнокультуры, имеющем сакральное значение и давшем развитие ковроткачества среди других народов.