Турецкие ковры иногда также называют анатолийскими коврами. Их история уходит глубоко в древность. Сам же термин «анатолийские ковры» используется для описания ковров из области Малой Азии и близлежащих регионов. Исторически этот полуостров был ареной, где разыгрывались важнейшие события истории, возникали и гибли цивилизации, он был домом взлета и падения великих империй, включая Сельджукскую и Великую Османскую. Каждая из культур народов, пребывавших на этом полуострове, наложила свой отпечаток на то, что позже превратилось в современную турецкую культуру.
Ковроткачество стало своего рода отражением этого взаимовлияния и взаимообогащения: так иногда в рисунках можно увидеть намеки на византийское, исламское, персидское или монгольское искусство. Развитию ковроткачества в этом регионе способствовал также кочевой образ жизни, сохранившийся до сих пор в некоторых районах Турции.
Обобщающим признаком анатолийских ковров является то, что большинство из них сплетены симметричным узлом – его еще называют «гиордес» или «туркбафф», а также часто используемые узоры: молитвенные ниши, геометрические мотивы. Отличить ковры одного племени от другого довольно трудно, но их можно распознать как региональную группу – по цвету, текстуре, технике ткачества и мотивам.
Ниже мы предлагаем нашим читателям взглянуть на основные ковровые центры Турции, где по-прежнему ткут ковры. Наиболее значимым даны краткие характеристики.
Благодарим наших турецких коллег-специалистов по антикварным коврам Турции Исмаила Каи и Хусейна Каплана за содействие в написании этой обзорной статьи.
Здесь используется блестящая светлая шерсть, стрижка ковров довольно высокая, плетение достаточно плотное.
Ковры из Коньи отличаются исключительным разнообразием иконографии, хотя чаще встречаются абстрактные и геометрические формы. В орнаментальных мотивах встречаются воьсмиугольные звезды, ромбы, прямоугольники, восьмиугольники, обычно идущие вертикальными рядами по центральному полю
Сдержанные пастельные цвета прошлого вытеснены более резкими и грубыми цветами, из которых наиболее часто встречающиеся – ярко-желтый, зеленый, красный различных оттенков, редкого тона фиолетовый, синий и голубой, а также белый.
Для создания антикварных ковров, задуманных в качестве подарков, дипломатических использовался местный шелк, в узоры часто вплетались золотые и серебряные нити, сами ковры были небольшими по размеру. В иконографии и орнаменте используются лучшие традиции Османской империи, искусства эпохи Сефевидов и моголов. Широкая гамма сгармонизированных оттенков напоминает расцветку ценных персидских ковров.
Ковры выполнены из шерстяной нити. Часто в рисунках и композиции можно встретить элементы, характерные для Османской империи. Местная традиция идет от орнамента, используемого в коврах «Гольбейн с крупным рисунком». На центральном поле выделяются пять геометрических фигур с зазубренными очертаниями. Цвета поля – тёмно-красный и красно-кирпичный, синий – цвет рисунка и фон каймы. Другие узоры цвета слоновой кости.
Исторически пышно украшенные шерстяные ковры этого города предназначались для придворной знати в Стамбуле и высоко ценились в Европе. Для этих шедевров характерно многообразие художественных композицей: «ушак с медальоном», «ушак со звездами», «ушак с птицей», «ушак чинтамани». Основные цвета для медальона – яркий синий и красный, в стеблях растительного орнамента – желтый.
Район знаменит особыми молитвенными ковриками со строгим геометрическим узором и остроконечной аркой ниши михраб, которая получила название «острие стрелы». Центральное поле с нишей интенсивной красно-кирпичной окраски, которая контрастирует с верхней частью изделия цвета слоновой кости, декорированной стилизованными изображениями цветов.
В этом регионе распространено домашнее производство ковров из местной шерсти. В иконографии часто воспроизводится сюжет со ступенчатой нишей, геометрические очертания которой смягчаются полосой растительного орнамента с гвоздиками, идущего по сторонам внутри ниши. Тот же узор украшает и фон михраб. Цвета фона ниши – характерный желто-зеленый или красный цвет цикламена, обычно контрастирующие с бордюром.
Город расположен на территории древней Каппадокии. Ковры исторически плетут из шерсти и шелка, в наши дни часто используют мерсеризированный хлопок.
Композиция ковров XIX в. отличается богато украшенным медальоном и бордюром с побегами виноградной лозы. В традиционных молитвенных коврах иногда используется стиль меджид. Цвета – от темно-синего до желтого, красный всех оттенков, цвет слоновой кости, голубой.
Турецкий симметричный узел, так называемое плетение Гёрдес, получило название в честь этого города. Ковры XVII-XVIII вв. имели в основном поле изображение внушительной михраб с висящей по центру лампадой и прямыми колоннами. Два прямоугольника – в основании ниши и над ней – украшались растительным орнаментом, сходный мотив шел и по широкой кайме. Гамма оттенков широкая – от цвета слоновой кости и зеленого до синего, голубого и красного.
Дошедшие до нас редкие экземпляры ковров с XIX в. представляют собой интерпретацию композиции молитвенных ковриков. Поле в них поделено на две, иногда на три вертикальных полосы, наложенные на отличающийся по цвету фон, обычно красный или синий. Ниши отделяются друг от друга колоннами, а каждая отдельная часть завершается вверху остроконечной аркой. Цвета – желтый, синий красный, цвет слоновой кости.