Женщина способна принести особую энергию мира во все, чем она занимается. Познакомимся ближе с теми художницами, дизайнерами, мастерицами, которые, по-женски глядя на мир, воплощают всё его разнообразие и красоту в ковровых полотнах…
«Без женщины заря и вечер жизни были бы беспомощны, а ее полдень — без радости.»
Пьер Буаст
СУССАН БАБАЙЕ
Ирано-американский искусствовед и куратор большого количества выставок в лучших музеях мира. Суссан Бабайе родилась в Иране, училась графическому дизайну, затем, переехав в США, продолжила учебу в университете, получив степень магистра. Ее кандидатская диссертация была посвящена искусству и архитектуре Ирана, и сегодня Суссан Бабайе является огромным авторитетом, глубоким исследователем и потрясающим профессионалом в области исламского искусства.
ЕЛЕНА ЦАРЕВА
Ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, кандидат исторических наук, посвятившая жизнь изучению археологического и этно графического текстиля. Предмет ее пристального внимания — ковроделие Евразии. Елена Царева работала в рамках множества международных проектов по восточному ковроделию, занималась императорскими коврами Китая, изучала ковры разных этнических групп. В составе экспедиций объездила множество регионов, от Узбекистана и Крымской Татарии до Украины, собирая материалы по ковроткачеству и обучая студентов.
ФАРАХ ПЕХЛЕВИ
Вдовствующая императрица Ирана, супруга шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Первая императрица, коронованная в Иране со времен арабского вторжения в VII веке, принимала активное участие в развитии культуры и искусства в Иране. Благодаря ее поддержке в стране появилось множество организаций, развивающих современное иранское искусство и сохраняющих его богатейшее наследие. Так, она добилась выделения значительных средств для скупки иранских древностей, ранее вывезенных антикварами за границу. Именно содействие императрицы позволило превратить Тегеранский музей современного искусства в крупнейшее собрание Азии.
ФАРАХНАЗ РАФЕ
Глава Национального коврового центра Ирана, Фарахназ изнутри знает эту отрасль: сама умеет ткать ковры, какое-то время она преподавала рисунок ковра и обучала ковроткачеству. На новой должности она ставит перед собой масштабные цели: увеличивать экспорт ковров, создавать новые профессиональные кадры. Персидские ковры пользуются спросом на международном уровне за их тонкий дизайн и хорошее качество, поэтому Фарахназ Рафе уверена: разработав эффективную стратегию в этой сфере, можно совершить настоящую революцию в производстве иранских ковров.
СМРИТИ ЗУБИН ИРАНИ
Индийский политик, бывшая модель, актриса телевидения и продюсер сегодня является министром текстильной промышленности в Объединенном Кабинете министров Индии. На всеобщих выборах в Индии она победила Рахула Ганди, чья семья ранее представляла избирательный округ в течение четырех десятилетий. Сегодня это самый молодой министр в Совете, однако планы Ирани по развитию текстильной промышленности страны отличаются амбициозностью и продуманностью.
МАХНЕСА ШАХСАВАРИ
Самый старый мастер среди килим-ткачей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ей исполнилось 110, и около ста из них занимается созданием килимов. Махнеса Шахсавари помнит те времена, когда по ночам ей приходилось собирать дрова в горах, чтобы работать при свете костра, ведь ламп тогда не было. И ее верность своему делу просто потрясает и становится примером для современных мастеров.
ВАСИЛИСА ВИКУЛОВА
Одна из самых талантливых и искусных мастериц по изготовлению тюменских ковров, основательница династии ковровщиц. Ее ковер в 1900 году получил высшую награду на выставке в Париже. Позже в Тюменской области появилось несколько фабрик по производству ковров с фирменным узнаваемым орнаментом – в Тюмени, Тобольске и Ишиме. До сегодняшних дней сохранилась только Ишимская ковровая фабрика, где до сих пор ткут ковры, прославившие век назад на весь мир Василису Викулову.
ЛЕЙЛА ВАЛАДАН
Уроженка Шираза, Лейла Валадан коллекционирует ковры с 1985 года. Она не только представляет в своих выставочных залах великолепные образцы коврового искусства, но и занимается производством ковров, превращая традиционные объекты работы кочевников в современные и интересные объекты. Лейла Валадан имеет семь премий в области дизайна ковров, является членом правления Ассоциации импортеров иранских ковров в Европе, а ее сеть шоурумов работает по всему миру, от Нью-Йорка до Сиднея.
ШИРИН МЕЛИКОВА
Директор первого в мире музея ковра – Азербайджанского музея ковра, чьи фонды состоят из семи коллекций, включающих более 10 тысяч экспонатов. Ширин Меликова ставит своей задачей превратить музей в площадку для проведения интересного, познавательного досуга людьми всех возрастных групп. Для этого музей разрабатывает много образовательных программ, проводит занятия, обучающие традиционным техникам ковроткачества детей и взрослых. Второй приоритет – это исследование богатейших коллекций музея, а также возвращение ценнейших образцов азербайджанского ковра на историческую родину.
КАВИТА ЧАУДРИ
Художник и дизайнер ковров, которая старается не терять из виду традиции и истоки ковроткачества и при этом стремится сочетать их с максимальной практичностью. Кави получила прекрасное образование, она выпускница Школы искусств Чикагского института искусств (SAIC). Это позволяет ей брать на себя ответственность за все процессы, связанные с рождением нового ковра. Кредо дизайнера: «Каждый ковер, который я создаю, символизирует мое понимание красоты мыслей и действий».
ДЕНА ЛОУРЕНС
Известный художник, арт-терапевт, которая, создавая свои работы, вдохновляется полевыми цветами, яркими пейзажами австралийской глубинки, морскими далями и своими детскими воспоминаниями. Ее работы отчасти абстрактны, свободны и очаровательны; она играет с краской, разбрызгивая и наслаивая ее. Одна из лучших ее коллекций «Духи и яд» – это шелковые ковры, выполненные мастерами Кашмира и поражающие своими переливами цвета.
ИННА БАЖЕНОВА
Основатель фонда «IN ARTIBUS», издатель международной сети «TheArtNewspaper», учредитель ежегодной премии «TheArt NewspaperRussia» и фестиваля фильмов об искусстве «The ART NewspaperRussia FILM FESTIVAL», коллекционер, инициатор культурных проектов. Ее фонд поддерживает исследования в области классического искусства, организуя выставки, проводя научные конференции, поддерживая международные культурные инициативы. Главная цель – познакомить российского зрителя с зарубежным искусством и рассказать европейцам о русской культуре.
ЛЮСИ АПВОРД
Выпускница факультета изобразительного искусства, Люси Апворд является редактором издания COVER. Ее поле деятельности находится в самом сердце современного мира ковров и текстиля, и Люси Апворд интервьюирует ключевые фигуры международного рынка, готовит уникальные репортажи о тенденциях и глобальных событиях в этой сфере, профессионально освещает актуальные бренды и пишет о современных технологических разработках. Ее недавние проекты – выставка элитных брендов лучших международных компаний ковров в Domotex Asia в Шанхае, а также организация студенческого конкурса дизайна ковров в Лондоне.
НАТАЛИЯ БАЖЕНОВА
Искусствовед, чья профессиональная деятельность неразрывно связана с искусством Казахстана. Родившись в Самарской области, Наталия Баженова окончила КазНАИ им. Т. Жургенова (факультет «Художественное ткачество»). С 2006 года она работает старшим научным сотрудником отдела прикладного искусства Казахстана Государственного музея искусств им. А. Кастеева. На счету Наталии Баженовой– монография по казахскому ткачеству, множество научных статей по прикладному искусству казахов, участие в международных и республиканских научных конференциях, курирование многочисленных выставок.
ОКСАНА ЛЕВЧЕНЯ КОНСТАНТИНОВСКАЯ
Украинский художник и дизайнер, которая в своем творчестве играет на самых дерзких контрастах и противопоставлениях. Ее ценят на арт- и фэшн-сцене, приглашают для интервью в глянцевых изданиях, прислушиваются к ее мнению как эксперта в области современной моды. В своей мастерской OLK manufactory художница выпускает авторские ковры по собственному дизайну, и плоды ее творчества на ура принимаются на престижных международных выставках и в профильных изданиях. Главный секрет Оксаны Левченя – соединять несоединимое, даже если традиционные украинские орнаменты будут соседствовать с изображениями Пикачу.