Вернуться на главную

Влияние Нур-Джахан на ковры Империи моголов

Расскажем о том, как супруга правителя повлияла на развитие коврового искусства Империи Моголов, заложив основы необычного и узнаваемого стиля, который высоко оценили не только в Азии, но и в Европе.

Идеализированный портрет Могольской императрицы Нур Джахан (1577-1645) /Los Angeles County Museum of Art/

Когда молодая вдова Михр-ул-Ниса («солнце среди женщин») вышла замуж за могольского императора Джахангира в 1611 году, она была наречена титулом Нур Махал («свет дворца») и позже возвысилась до титула Нур-Джахан («светило всего мира»).

Благодаря своему мужу императору, она могла жить в роскоши, посвятив себя науке и искусству, уделяя минимум внимания делам государства. Нур-Джахан организовала свадьбу принца Хуррама, горячо любимого сына императора Джахангира и будущего императора Шаха-Джахана, а также своей племянницы Арджуманд-Бану, которая позже была удостоена титула Мумтаз-Махал («избранная всея дворца»). К слову, Арджуманд-Бану – именно та самая принцесса, в честь которой был построен легендарный Тадж-Махал.

Нур-Джахан предпочитала заниматься своими увлечениями, но ей все же приходилось постоянно помогать мужу в управлении страной, тем более что Джахангир всегда прислушивался к мнению своей жены по тем или иным государственным вопросам. А она поддерживала супруга словом и делом. Так, во время своего летнего визита в Кашмир в 1667 году, окончившегося окружением армии Джахангира войсками Махабат-Хана, Нур-Джахан сбежала из королевского лагеря с помощью верных ей солдат, чтобы помочь императору выбраться из окружения и сохранить армию. Что примечательно, она была единственной Могольской императрицей, чье лицо было выгравировано на монетах того времени.

Из записей путешественников и иностранных купцов того периода стало известно, что великие Могольские дворцы были переполнены роскошными предметами декора, включая ковры, изделия из бархата и парчи. Все ковры и бархатные шторы хранились в «Фарашкхана» (ковровый склад) еще со времен правления императора Акбара. Несмотря на то, что производство могольских ковров было организовано государством и поддерживалось правящими верхами, лучшие ковры создавались в Сефевидском государстве (сегодня это часть современного Ирана).

Могольские ткацкие мастерские были открыты в Лахоре, Агре, Фатепуре и Ахмадабаде. Большинство этих ковров имели узор «поле» с изображениями пейзажей, сцен охоты и сбора урожая. В то время основным материалом для изготовления ковров была отборная «пашмина» – изящная шерсть кашмирских горных коз. Окраска, при которой оттенки цвета одинаковы или очень схожи, является отличительной чертой индийских ковров. В них такие элементы как пальмы, виноградные лозы, цветы и изображения животных смешиваются воедино, даруя зрителю особое эстетическое удовольствие от изделия.

Другой характерной чертой могольских ковров является цветочное разнообразие – изначально это заслуга императорского художника Мансура, при работе вдохновлявшегося изображениями цветов. Пламенная страсть моголов к растениям проявлялась в интересе к европейским ботаническим книгам и гравюрам, привезенным в Индию иезуитами и другими путешественниками: страницы многочисленных ботанических альбомов императорского дома были заполнены великолепными цветами – ровно так же, как в орнаментах 17 века.

Особые виды ковров – с одним цветком внутри лопастной аркады – получили название «молитвенный коврик», несмотря на устоявшуюся традицию завешивания стен дворов могалов цветочными рисунками. Что интересно, драгоценные ковры висели над «джарокой» – забральной стеной с врезанным в нее окном, позволяющим поданным видеть своего императора.

Тенденция с одним большим преобладающим узором впервые появилась в Иране, в середине правления Шаха-Аббаса Великого (1588-1629), и была распространена преимущественно в текстильном искусстве. В известном царском бархатном наряде, находящемся ныне в Ливрусткаммарене, Стокгольм, присутствует именно такой единственный рисунок молодого придворного слуги. Это доказывает, что подобный стиль высоко оценивался и принимался даже в королевских кругах.

Интерес Нур-Джахан к английскому рукоделию мог вдохновить ковровых мастеров создавать новые дизайны. Однако это не единственная причина, благодаря которой данный стиль появился в декоре могольских ковров. Императрица стояла за созданием нового типа ковра под названием «фарш-э-чандани» (сандаловый цвет). Этот ковер стал одним из лучших из всех сотканных до и после него: на нем был изображен маковый цветок, вокруг которого располагалась лопастная аркада. Ранее находившийся в коллекции Каиро Паравичини, с 1963 года ковер находится в частной коллекции в Бельгии. Вопрос, входит ли данный ковер в эту категорию или это лишь отголосок былой моды, остается открытым. Тем не менее, влияние сильной и светлой женщины Нур-Джахан на процесс создания ковров, оставивших уникальный отпечаток на всем мусульманском мире, неоспоримо.

В то же время в Европе другая влиятельная женщина – Мария Медичи, королева Франции – активно покровительствовала созданию ковровой мастерской Шайо в Париже…

Текст: Армен Токатлян,
историк восточного искусства

iporn tv.com kokaporn.mobi video blue bf 香澄はるか 無修正 javsearch.mobi av女優 美乳 hindvido pakistanipornx.net xxx india vidio xnxx babhi indianfuckingclips.com hclips.com طيز زوجتي bdsmpornvideos.net نسوان عريانة افلام نيك xxx pornforlife.org نيك بنات اسرائيل indian latest fuck japaneseporntrends.com siskatv хентай фемдом hentaihooked.com boku no yayoisan دارين حمزة سكس gekso.org سكس مصرية محجبة andhra college sex eroanal.net husband wife sexy اجمل كس freepornarabsex.com aflamk1net xhemster.com homemadeporntrends.com kiara advani porn assamis sex com flyporntube.net desi hot blog お 持ち帰り sex javvideos.net 朝桐 光 موقع نيك مصرى pornoamil.com سكس حراميه