Тканые изделия казахского народа – это материальное воплощение его души, стремление
сохранить свое бесценное наследие в знаках и символах. Как разгадать эти послания
из прошлого, как увидеть связь самобытной культуры народа с сегодняшним днем, как
рассмотреть в причудливых орнаментах душу своих предков, рассказывает Н.А. Баженова,
старший научный сотрудник отдела прикладного искусства Казахстана ГМИ РК им. А. Кастеева.
«Расцвет искусства есть знак расцвета народа. Все сделанное для творчества, для искусства уже есть подвиг эволюции», – так говорил художник и философ Николай Рерих. В процессе своего исторического развития казахский народ создал самобытную материальную и духовную культуру. Среди ее богатейшего и многообразного наследия одно из почетных мест принадлежит народному прикладному искусству.
Казахское традиционное ткачество – красивый, сложный и вместе с тем широко распространенный вид народного прикладного искусства. Оно возникло в глубокой древности и на протяжении многих веков играло значительную роль в кочевой жизни народа. В недалеком прошлом каждая семья обеспечивала себя необходимыми предметами быта и одежды. Значимость предметов ткачества подтверждается количеством изготовляемых изделий – это более двадцати пяти видов. Вместе с войлочными и вышитыми коврами, узорными полосами юрта оживала, становясь олицетворением вечной жизни и семейного счастья.
В 1970 году в городе Алма-Ата открывается Республиканский музей народно-прикладного искусства. Основателем и первым директором музея становится Кулахмет Ходжиков. Благодаря экспедициям по регионам Казахстана была собрана уникальная коллекция произведений народных мастеров. Сегодня эта коллекция является гордостью одного из крупнейших и ведущих музеев страны – ГМИ РК им. А.Кастеева. Тканые изделия музейной коллекции созданы в период с конца ХІХ в. до 80-х годов ХХ в. Они собраны из всех областей Казахстана – это ковры, паласы, узорные ленты для украшения и скрепления юрты, всевозможные чехлы и сумы.
Накопленный веками запас изобразительных впечатлений об окружающем мире казахский народ воплотил в своем богатом орнаментальном искусстве. Орнамент представляет собой значительную часть этнической культуры, занимая особое место в духовной, эстетической, художественной, обрядовой сфере. Разнообразие декора, композиционных схем и колорита отражают внутренний мир народа, подчеркивают тонкое чутье и неисчерпаемую фантазию казахской женщины. В декоре тканых изделий применяются геометрические, космогонические, предметно-бытовые, растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы орнамента, в которых образы живой природы тесно переплетаются с отголосками древних верований, космогонических мифов, ассоциируясь в народном представлении с самой Вселенной.
Судя по различным археологическим находкам и литературным источникам, история возникновения народного ткачества очень древняя. Начиная с эпохи ранних кочевников, в письменных источниках встречаются данные о текстильных изделиях, изготовленных на территории Казахстана. Ряд интересных сообщений имеется в средневековых письменных источниках, оставленных путешественниками и послами – такими как Кастилия Клавихо, Фазлаллах Рузбихан, Гильом Рубрук, Плано Карпини и др.
Живописные текстильные изделия казахов описаны в отчетах и публикациях ХVIII -ХIХ вв. российской просвещенной интеллигенции: А. И. Левшина, М. Красовского, В. Потто, Г. Н. Потанина, Р. Карутца, И. Сиверса, И. Фалька и др. С научной позиции исследования народного искусства начались только в ХIХ в., приоритет в этой области принадлежит русской науке. Г. Колмогоров – один из первых кого заинтересовали домашние ремесла казахов. Он писал, что казахи «приготовляют партиями немалое количество кошм, ковров вроде бухарских…» (Колмогоров, 1855, 4 5). В 1868 г. в труде М. Красовского были описаны виды народно прикладного искусства, и автор подчеркивает, что «…с самых малых лет девочек приучали шить, ткать, валять кошмы и т.д., а чуть подрастут, с них уже требуют все это…» (Красовский, 1868,31).
В русской литературе первые сведения о ткачестве народов Средней Азии и Казахстана появились в середине XIX в. в виде небольших заметок путешественников, торговцев, членов посольств русского правительства среднеазиатских ханств, участников военных походов. С конца XIX в. стали снаряжать специальные экспедиции, целью которых было изучение истории, хозяйства и народных промыслов населения. В итоге изучений были опубликованы труды географической, исторической и экономической направленности, содержащие сведения о хозяйстве, быте и культуре народов Средней Азии. Изучением коврового искусства народов Средней Азии занимались и российские столичные музеи, собравшие богатые коллекции.
Большую работу по изучению среднеазиатского ковроделия проделал в начале ХХ в. А. Фелькерзам, изучив коллекции музеев и всю имеющуюся литературу, а также материалы исследования С.М. Дудина, и создав труд «Старинные ковры Средней Азии». В трудах Дудина, в частности «Киргизская орнаментика» (1925 г.), и «Ковровые изделия Средней Азии», были опубликованы материалы по казахскому орнаменту и ткачеству ковров. Знаменательна Венская выставка восточных ковров, состоявшаяся в 1890 г. и открывшая перед европейским миром богатую культуру и высокое мастерство представленных стран. Выставка стимулировала исследовательский интерес к этой теме у многих специалистов. Для конца XIX в. особое значение представлял труд А.И. Добромыслова, специально посвященный казахскому народному искусству – с цветными иллюстрациями орнамента, чертежом узконавойного ткацкого станка и процесса навоя нитей основы.
В современный период народное ткачество казахов получило отражение в ряде научных трудов: монографиях, альбомах, статьях таких авторов как М.С. Муканов, Т. Басенов, А. Оразбаева, А. Маргулан, У. Джанибеков, А. Кажгали, Н. Ибраева. Исследователи обратили внимание на технику и инструментарий прядения, приемы обработки волокон, орудия ткачества, виды орнамента.
Тканые изделия музейной коллекции созданы в период с конца ХІХ в. до 80 х годов ХХ века. Благодаря бережному отношению мастериц к сохранению традиций ткачества эти экспонаты дают возможность заглянуть в далекое прошлое и получить достоверное представление об этом виде искусства.
Обзор юрты лучше начать с подкупольного пространства, главным украшением которого служат узорные ленты баскур и бау и цветные кисти шаша. Баскуры, стягивая купольные жерди – уык, и кереге – решетчатый каркас юрты по всему периметру, декорируя стык цилиндрической части – кереге с куполом, придавали юрте празднично парадный вид. Бау, пересекая купол по диагонали, размещались между деревянными жердями и войлочным покрытием, а также служили для скрепления наружных войлочных покрытий. Помимо функциональной значимости, они играют и декоративную роль, украшая сферическую часть юрты. Разнообразие техник исполнения бау и баскуров, их многоцветная палитра создавали особое внутреннее звучание юрты. Шашак – разноцветные кисти – справедливо считаются важным украшением и оберегом. Словно мерцающие звезды, они покачиваются от дуновения ветерка, проникающего в юрту сквозь обод шанырака, символизирующего бездонное вечное небо.
Одно из значительных мест в убранстве казахской юрты занимают настенные ковры: ворсовые – тукті кілем или калы кілем, и многочисленные безворсовые – такыр кілем, такта кілем, таз кілем, арабы кілем, бескесте кілем, баднас кілем, алаша и другие. Известны также ковры, орнамент которых изготовлен с помощью тамбурного шва – тус кілем, біз кілем, ілме кілем. Коврами украшали и утепляли стены юрты, застилали полы, при перекочевках покрывали навьюченного верблюда, украшая караваны. Ковры были обязательной составной частью приданого невесты, их дарили на юбилеи дорогим гостям, оборачивали в ковер тело усопшего, провожая в последний путь. Ворсовые ковры развешивались по окружности юрты справа и слева от почетного места – тор.
Декор ворсовых ковров очень разнообразен. Беря за основу понравившийся модуль, мастерица изображала его на ткани с помощью стежков нитками. Эту «подсказку» мастерица помещала перед собой на нити основы. Для многих тканых изделий характерен красный и бордовые цвета – от светлых до глубоких гранатовых и рубиновых оттенков. Цвет имеет свое определенное воздействие на каждого человека. Ребенок, с самого рождения окруженный гармоничным цветовым богатством, разнообразием орнаментальных форм и предметов, проникается чувством красоты на всю жизнь.
Казахские безворсовые ковры представляют один из наиболее интересных разделов, прежде всего обилием техник ткачества, композиционным и колористическим разнообразием. Многие вещи, необходимые для приданого, девушки изготавливали сами. Обучение детей с самого раннего возраста было делом многовековой традиции. Впитав с молоком матери окружающую красоту и овладев навыками, человек становился истинным носителем своей культуры, которая немыслима без творчества и неотделима от быта. Мастерицы ткали и различные небольшие изделия, необходимые в быту: дорожки, коврики, молитвенные коврики, сумы и чехлы различного назначения. Переметные сумы коржын использовались в хозяйстве для перевоза поклажи на вьючных животных. Сума имеет и ритуальное значение в свадебной церемонии. Известно около четырнадцати типов всевозможных сум и чехлов, необходимых для хозяйственных нужд – аяк кап, керме кап, кереге кап, кесе кап, тосекқкап, уыккап, тен, кол дорба и каршын.
Хорошо в убранстве юрты смотрелись тканые чехлы и покрывала для сундука – сандыкқжапкыш, эбдіре жапкыш. Ткали и попоны для лошадей и верблюдов ат, туйе жабу. Их украшали кистями и бахромой, в качестве декора использовали разноцветные полосы. Сумы ат дорба, предназначенные для кормления лошади, украшались геометрическими элементами с применением различных техник тканья. Эти изделия хранились на правой – мужской – стороне юрты вместе с конской сбруей и другими атрибутами.
Юрта – это не просто жилище, она образец порядка и гармонии. Каждая вещь «знала свое место», и лишних вещей не было. Тканые изделия казахов вмещают, по меньшей мере, пять качеств: неотъемлемая функциональная значимость, декоративная роль в интерьере юрты, обрядовая, религиозная и охранительная. Тканые изделия составляли значительную и неотъемлемую часть приданого невесты, а также играли важную роль в обрядовых церемониях. «Золотое руно» – поистине кладезь кочевого народа, где овца является тотемным животным. Изготовление войлока и тканых изделий напрямую зависит от наличия этого сырья. За свою многовековую историю люди в совершенстве овладели навыками обработки шерсти, изготовления из нее необходимых в быту вещей, жилья, одежды, предметов ткачества и т.д. Процесс подготовки сырья включал в себя несколько этапов: стрижка шерсти, мойка, окраска, расческа или теребление, прядение пряжи на веретене – қршық, представляющем собой палочку с пряслицей. Важным звеном технологической цепи подготовки материалов является процесс окрашивания пряжи. Красящие вещества ковровщицы получали из местных природных материалов растительного и минерального происхождения. Приготовление красящего раствора, протравливание пряжи, окраска и закрепление сопровождаются подогревом жидкости. Пряжу погружали в кипящий раствор и кипятили. После чего промывали в холодной воде и развешивали для просушки и сматывали в клубки.
Подготовка станка к ткачеству – это один из ответственных моментов, от которого будет зависеть весь последующий процесс ткачества. Станки представляют собой несложные конструкции. Материалом служили стволы небольших в диаметре деревьев. Существует три вида станков: горизонтальный, вертикальный для ковров и узконавойный ткацкий станок ормек для изготовления тканых полос и небольших изделий. В народе известно более четырнадцати способов выявления орнамента. Каждому виду тканых изделий присуща своя традиционно сложившаяся схема композиции.
Подбор цвета – это один из наиболее важных моментов в подготовительном процессе. От него зависят декоративные качества будущего изделия. Мастерица прикладывала окрашенную пряжу одну к другой, находя наиболее созвучные цветовые сочетания.
Композиция казахского ворсового ковра – это сложная замкнутая система, развивающаяся по строго определенным внутренним законам. Ворсовым коврам присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов. Такие художественные особенности, как графически четкая композиция геометризированного узора и колористическое согласование теплых и холодных цветовых сочетаний, обведенных контурным цветом, придают узору четкую выразительность и изысканность.
Распределение орнаментальных мотивов в ворсовых коврах осуществляется по традиционной схеме – центральное поле и окаймляющий его бордюр. Композиция центрального поля состоит из ведущего мотива, повторяющегося на всей плоскости центральной части ковра, расположенного в один, два и более ряда.
С каждым ремеслом связаны определенные обычаи и обряды, есть они и в ткацком деле. Так, перед началом ткачества обычно проводили обряд кілем бастау: приглашаются родственники, подруги и соседи; они готовят хорошее угощение, пекут лепешки и читают молитву с просьбой послать удачи в работе. Не законченное ткачество прятали от посторонних глаз, как некое таинство. И напротив, когда изделие закончено, устраивали праздник – кілем той, кілем куру, куда приглашались несколько женщин. Они приносили подарки за смотрины на новую вещь, высказывая пожелания долгой практической службы ковра, и бросали на него деньги и гостинцы, совершая обряд шашу. Останавливали процесс ткачества, когда в доме случалась неприятность. Люди верили в то, что чувства, которые испытывает мастерица, отражаются на изделии. Во избежание негативного воздействия на незавершенное, а значит, не защищенное изделие, его накрывали тканью, до возобновления ткачества. Процесс ткачества нередко сопровождался определенными песнями, точно насыщая его звуками и ритмом. Были и песни-подсказки. Недопустимо было ткать в плохом настроении. Люди словно чувствовали ответственность перед той вещью, которую они создают. При занятии ткачеством хозяйке оказывалась помощь – асар – со стороны соседей, подруг и родственниц. Для изготовления одного ковра в течение месяца приходилось трудиться четырем женщинам. К этому случаю есть у казахов поговорка: «Ткать ковер – все равно что иглой колодец копать».
«Важнейшими и необходимыми условиями развития жизнеспособности культуры любого народа являются такие факторы, как преемственность и сохранение творческого наследия, взаимодействие и взаимообогащение культур. Народы Евразии, издревле связанные историко культурными, политическими отношениями, развивались в общем цивилизационном процессе, где осуществлялось тесное взаимодействие кочевой и оседлой культур» (Тохтабаева, 2005, 307).
В народном искусстве тюркоязычных народов ощутимый след оставили различные древнейшие народы, сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий: саки, кангюи, усуни, савроматы, аланы, гунны, кимако кипчаки. Продолжительное время по территории Средней Азии и Казахстана кочевало множество больших и малых народностей. Казахский народ жил бок о бок с киргизами, монголами, узбеками, китайцами, с малыми народами Сибири и Востока. Способы ведения хозяйства, быт, жилье были очень схожими, также схожи были климатические и географические особенности этих мест. Проходивший через города Казахстана «Великий Шелковый путь» имел огромное значение для сближения народов и их искусств. Казахстан имел тесные контакты с народами Поволжья, Алтая, Монголии, Средней Азии. Много общих черт можно обнаружить в орнаментации, в материалах, в цвете, в символах и предметах искусства этих народов. Развиваясь в самой тесной связи с искусствами других народов, впитывая в себя все самое лучшее от этих искусств, обогащаясь ими, искусство Казахстана имело, тем не менее, свой индивидуальный путь развития и неповторимый характер произведений ткачества, как и всего народного прикладного искусства. Торговые и культурные связи с соседними странами способствовали развитию народного прикладного искусства, обогащаясь и обновляясь, но основные каноны оставались неизменными. Традиции, сложившиеся в древности, дают основание говорить о культурной общности, выразившейся в традициях ткачества казахов, киргизов, туркмен, узбеков, уйгуров, народов Кавказа и других.
В тканых изделиях выражается душа всего народа, сохранившего свое бесценное наследие в знаках и символах, разгадать значение которых предстоит будущему. В заключение приведем высказывание Николая Рериха о роли искусства: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину Красоты. Для всех должны быть открыты врата «священного источника»… И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит» (Рерих, 1936, интернет ресурс).
На сегодняшний день одной из уникальных коллекций ковров является коллекция Даны Эрик: как по количественному составу, так и по качеству и наличию экземпляров с редкими орнаментальными композициями. Дана Эрик, рассказывая о своем увлечении, начинает со своей бабушки. Именно она заложила уважение к родной культуре, труду и народному творчеству. Своей Апахе Дана посвятила первый каталог коллекции ковров и первую выставку, открытие которой состоялось в родном городе – Шымкенте. Выставка имела широкий общественный резонанс. Зрители трепетно рассматривали ковры, не скрывая восхищения, благодарили за возможность прикоснуться к своим корням.
Дана – не просто коллекционер. В ней заложено стремление сохранить предметы народного ткачества для своего народа. Каждая вещь несет в себе тепло рук народной мастерицы. Каким-то шестым чувством ощущаешь энергетику, исходящую от этих зашифрованных «писем из прошлого». Орнамент – настоящий кладезь не разгаданной информации. Каждый ковер несет в себе свою тайну. В какой-то момент Дана почувствовала ответственность перед древним наследием своих предков, поняла, что уже не сможет пройти мимо. На сегодняшний день коллекция Даны Эрик насчитывает около шестисот ковров из разных областей Казахстана, выполненных в различных техниках. Помимо этого, нашлось в коллекции место и для других тканых изделий – это узорные, крепежные ленты баскур и бау для укрепления каркаса юрты; это и коржин – переметные сумы для перевоза поклажи на вьючных животных. Дану интересует сакральная составляющая ее коллекции. Она изучает композицию ковров, орнамент, сравнивает, сопоставляет, анализирует. Ее интерес из собирательского постепенно перерастает в исследовательский.
Можно без сомнения сказать, что коллекция ковров Даны Эрик – одна из крупнейших. Для того, чтобы она была доступна широкому зрителю, было бы целесообразно открытие в Казахстане музея казахского декоративно прикладного искусства или музея ковра. Как, например, в Азербайджане, где ковер справедливо носит титул национального достояния и считается гордостью страны.
Частная коллекция интересна тем, что имеет яркий отпечаток индивидуальности человека, формирующего свою коллекцию, опираясь на свое чутье, вкус, предпочтения. Роль коллекционеров в мировой культуре многозначна. История сохранила многие имена, благодаря которым мы сегодня имеем возможность прикоснуться к прекрасному.