Наталия Ковалева, старший научный сотрудник-хранитель Отдела народного искусства Государственного Русского музея, проанализировала особенности коллекции традиционных ковров и написала об их особенностях интересный и глубокий материал. Среди отечественных музейных коллекций собрание Государственного Русского музея считается одним из самых полных и разнообразных.
Собрание произведений традиционного ковроткачества Государственного Русского музея (ГРМ) – одно из самых крупных и полных среди отечественных музейных коллекций. Оно насчитывает около трехсот предметов из разных регионов Российской империи, нынешнего ближнего и дальнего зарубежья.
Почти все ковры поступили из бывшего петербургского Кустарного музея в 1938 году. Это собрание пополнялось через крупных деятелей кустарной промышленности, таких как Дмитрий Аркадьевич Тимирязев и Адриан Владимиров Прахов. Однако основным источником формирования коллекций Кустарного музея были промышленные выставки различного уровня, проходившие как в России, так и за рубежом. Кустари активно предлагали руководству музея свои изделия. Участие в престижных выставках было своего рода рекламой и подчеркивало высокий художественный уровень произведений.
Если рассматривать собрание ковров бывшего петербургского Кустарного музея, составляющее сейчас основную часть фонда Отдела народного искусства (ОНИ), то две трети коллекции представляют изделия закавказского (Армения, Азербайджан, Грузия, Дагестан) и среднеазиатскиого регионов (Туркменистан, Киргизия, Узбекистан (Фергана)). Единичными экземплярами представлены работы мастеров Афганистана, Персии (ныне Фарс, южный Иран), Белуджистана (ныне провинция Пакистана). Треть собрания составляют ковровые изделия России, Украины, Молдавии. Во второй половине ХХ века фонды Русского музея пополнялись в основном благодаря экспедициям в разные регионы европейской части России и единичным поступлениям от частных лиц.
Сейчас на постоянной экспозиции ОНИ ковры не представлены. Однако изделия мастеров ковроткачества неоднократно принимали участие как в различных тематических выставках отдела, так и в масштабных выставочных проектах ГРМ.
Самыми известными с давних времен являются восточные ковры. Однако из собрания Русского музея были изучены и показаны широкому кругу зрителей только туркменские ковровые изделия. По времени создания предметы охватывают период с XVII по XIX века и представляют ковровые производства почти всех известных туркменских племен, в основном теке, иомудов и сарыков.
Собрание туркменских ковров было систематизировано И.Я. Богуславской, руководившей ОНИ на протяжении более 50 лет, и Е.Г. Царевой, крупнейшим отечественным специалистом по истории ковра. Работа проводилась в рамках подготовки к всемирному конгрессу ковроткачества, проходившему в Милане в 1999 году. К этому мероприятию была подготовлена выставка и издан альбом-каталог, в который вошли 35 предметов из коллекции Русского музея. Собрание туркменских ковров более широко было представлено на выставке, проходившей в 2002 году в Русском музее. Тогда в четырех экспозиционных залах корпуса Бенуа экспонировалось 69 предметов.
На Востоке и в Средней Азии ковры – это и мебель и даже части конструкций жилища: дверные занавеси «энси» и «халыки», очень редкие в музейных собраниях «гермечи» – своеобразные «порожки», украшавшие вход в юрту, а также длинные «иоламы» – полосы для украшения юрты. Самый большой иолам из собрания ОНИ в длину достигает 14 метров.
Ковровыми изделиями большого размера являются постилочные напольные ковры «халы» – по размеру самые крупные из среднеазиатских ковровых изделий. Некоторые из них – два фрагмента текинских «халы» – самые старые предметы коллекции. Они были датированы с помощью радиоуглеродного метода XVII — XVIII веками.
В собрании ОНИ представлено большое разнообразие мешков для хранения и перевозки одежды, пищи и утвари. «Торбы», «чувалы» и «мафрачи» – самые маленькие из настенных мешков. А также редкий предмет «бухча» – мешок в виде конверта. Возможно, он использовался женщинами для хранения личных вещей, хотя среди специалистов есть мнение, что в нем могли хранить Коран.
Интересны иомудские «асмалдыки» Илл. 1 – попоны для верблюдов свадебного каравана. Это семиугольные ковровые изделия сложной формы, которая обусловлена анатомическим строением туловища верблюда: они всегда парные и вешались как чепраки по обе стороны животного. По нижней стороне «асмалдык» или «осмолдук» украшен густой длинной бахромой или рядами кисточек. В коллекции Русского музея таких предметов немного, всего пять, причем самый старый датирован XVIII веком.
Большая часть туркменских ковровых изделий не использовалась каждый день, а были принадлежностью в первую очередь свадебного обряда. Они созданы в трудоемкой технике ручного ткачества. В качестве материалов применялись козья и верблюжья шерсть, хлопок, шелк. Цветовая гамма некоторых предметов весьма разнообразна и составляет около 20 оттенков. В собрании Русского музея имеется и около десятка молитвенных ковров – «намазлыков» или «джейнамазов», на которых совершалась утренняя и вечерняя молитва. Илл. 2 «Намазлыки» представлены афганскими, туркменскими и кавказскими изделиями. Эти ковры во всем исламском мире имели схожий композиционный строй: на них непременно помещалось изображение «михраба» – ниши, располагающейся в середине стены мечети и указывающей «киблу», т.е. направление Мекки. «Намазлыками» пользовались постоянно, это был предмет первой необходимости, хоть и очень дорогой, изготовленный с особой тщательностью и искусностью.
В России ковер не играл такой значительной роли, как на Востоке, а только дополнял обстановку дома. При этом ковровым изделиям отводилось важное место в праздниках и обрядах, особенно свадебного круга. В крестьянском быту их не вешали на стены, а на пол стелили только в самых торжественных случаях. Ковры применяли для покрытия лавок, сундуков, столов. Отдельным видом были так называемые «санные» ковры, служившие для украшения спинки саней или использовавшиеся для укрытия ног седоков.
Ковры Российской империи, как правило, скромны по размерам и не блещут великолепием материала. При создании русских, украинских и бессарабских ковровых изделий не использовали шелк и нити драгоценных металлов. В этих коврах не встречаются сложные, многофигурные композиции, но при этом они отличаются прекрасным художественным качеством.
Основными районами русского ковроделия в XIX-второй половине ХХ в. были Тобольская губерния в Сибири и южнорусские губернии – Курская, Воронежская, Саратовская, Пензенская, Тульская, Орловская и Рязанская. В этих регионах еще в царские времена производство изделий осуществлялось не только для дома, но и на продажу. В послереволюционное время в центрах традиционного народного ковроткачества создавались артели, а позднее фабрики.
Основные линии развития народного ковроделия проявились в двух типах узоров – геометрическом и цветочном. Причем последний является более поздним и сложился в XIX веке под влиянием городской культуры, когда в декоративно прикладном искусстве большую роль стали играть цветочные мотивы. Русскому ковру конца XIX-начала ХХ века свойственна симметричная чернофонная композиция, которая, как правило, состоит из крупного букета в центре с обрамляющей его каймой в виде цветочной гирлянды. При этом традиционный ковер отличает условная трактовка цветочных и растительных мотивов.
Начиная с 1940-х годов, с целью расширить ассортимент текстильных производств, начинается сотрудничество ковровых фабрик с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Силами сотрудников НИИХП создавались новые образцы цветочных, геометрических и сюжетных ковров , при этом традиционные композиции и рисунки продолжали выпускаться большими тиражами. Таким образом, многие из ковровых производств, возникших еще в XIX веке, успешно работали на протяжении всего ХХ века. Некоторые существуют по сей день.
В собрании ОНИ тюменские ковры представлены наиболее полно из всех русских изделий. Это два десятка предметов, созданных на рубеже XIX-ХХ веков. Почти все они поступили из собрания Кустарного музея. В коллекции имеются и геометрические узоры, и растительные. Причем есть ценнейшие образцы ранних цветочных композиций, когда художественное оформление ковра сводилось к изображению одного или двух-трех очень крупных сильно геометризированных цветов. По краям изделия располагалась однотонная кайма с рядом несложных фигур.
Илл. 3. Самый «молодой» тюменский ковер «Цветочный букет» был создан по эскизам художника ковровой лаборатории НИИХП Л.М. Новиковой и поступил в собрание отдела в 1956 году. Он отличается от традиционных тюменских ковров и по композиционному строю, и по колориту. Здесь мы имеем дело с предметом, созданным в традиционном центре ковроткачества, но по рисунку профессионального художника, стремившегося создать высокохудожественное произведение.
Коллекция воронежских ковров ОНИ состоит из 12 предметов. Все они когда-то входили в собрание Кустарного музея. Ковры Воронежской губернии представлены десятком гладких изделий с геометрическим узором, изготовленными главным образом в селах Илл. 4. Рамонь и Урыв, а также двумя ворсовыми цветочными коврами, созданными мастерами села Калач.
Воронежские ковры и дорожки с геометрическим узором обладают удивительной цельностью композиции и общего декоративного решения. В построении узора в виде повторяющихся геометрических мотивов и в четком сопоставлении разноцветных элементов рисунка с гладким фоном проявились характерные черты русских народных текстильных изделий. При этом в оформлении некоторых предметов нашли отражение и элементы восточного орнамента.
Село Урыв Коротоякского уезда в XIX веке было одним из крупнейших центров ковроткачества Воронежской губернии. Эти ковры выделяются яркостью и многокрасочностью. В рисунке центральной части соединяются оранжевый цвет с синим, красный с зеленым, черный с белым. Яркая пестрота средника оттеняется черной полосой по краям, где в определенном цветовом порядке располагается узор из сдвоенных треугольников или ромбов.
Интересен ворсовый ковер из села Калач. Традиционная цветочная композиция обрамлена широкой каймой, напоминающей богато украшенную «картинную раму» с рокайльными завитками. Илл. 5 По всему периметру стороны «рамы» увиты побегами натуралистически изображенного плюща. Этот предмет принимал участие в масштабном проекте ОНИ 2014 года – выставке традиционного праздничного костюма «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» . Илл. 6. Ковер был представлен в качестве «санного» украшения, в зале, посвященном свадебному костюму и обрядам.
В собрании ОНИ почти два десятка изделий мастеров-ткачей Рязанской губернии. Эти предметы также когда-то были частью собрания Кустарного музея. Илл. 7. В основном это гладкие ковры с геометрическими композициями, близкими по характеру исполнения воронежским коврам. При этом художественное оформление рязанского безворсового ковра представляет разнообразие композиционных и цветовых решений одного и того излюбленного в русском народном ткачестве мотива ступенчатого ромба. Такие орнаменты были широко распространены, в частности, в производстве половиков. В коллекции Русского музея находятся несколько интереснейших образцов ранних гладких ковров со сложными геометрическими композициями, составленными из массивных фантазийных фигур, напоминающих крупные короны или восточные опахала.
Единичными образцами в коллекции ОНИ представлены ковры Орловской и Тульской губерний. Это безворсовые изделия с традиционной чернофонной цветочной композицией. Однако если растительные мотивы тульского ковра 1920-х годов условны и сильно геометризированны, то в одном из орловских ковров проявилось стремление к конкретизации растительных мотивов. Илл. 8. Мастерица из села Казаки Елецкого уезда изобразила на своем изделии декоративно переданные розы в окружении маков, колокольчиков, незабудок, веток и листвы. Особое внимание было уделено светотеневой моделировке, что усиливает натуралистичность цветочной композиции.
В собрании Русского музея четыре орловских ковра. Все они были привезены из экспедиций отдела в Орловскую область в 1967-1968 годах. Известно точное место и дата изготовления каждого из них, а также имена мастериц, создавших эти замечательные произведения. Один из ковров был изготовлен в монастырской мастерской города Севска, что является большой редкостью.
Из Кустарного музея поступила уникальная коллекция малороссийских и бессарабских ковров, которая комплектовалась более 100 лет назад с особой тщательностью. Наиболее типичными для этого региона являются гладкие ковры с растительным и геометрическим орнаментом. Украинское ковроделие при всем его стилевом своеобразии имеет значительные локальные различия. Так, подольским коврам свойственен растительно-геометрический, полтавским – пышный растительный, а гуцульским – геометрический орнамент.
В собрании Русского музея находятся более сорока предметов, относящихся к бывшим малороссийским губерниям. Это гладкие ковры, происходящие из Киевской, Черниговской, Волынской, Подольской, Полтавской губерний. Большая часть полтавских ковров датирована концом XVIII века и отличается весьма внушительными размерами: величина некоторых достигает пять на шесть метров.
В украинском ковре, в отличие от русского, нет композиционной симметрии. Здесь нет центрального, главного изображения, определяющего расположение остального рисунка: весь ковер построен из отдельных форм, заполняющих средник и кайму. При этом, несмотря на ассиметричное расположение, ковер создает впечатление композиционной уравновешенности.
Характерной особенностью украинского ковра является ритмическое повторение мотивов, одинаковых по характеру, но решенных несколько по-разному в цвете и рисунке. В этих предметах в полной мере нашел свое отражение национально-самобытный характер украинского искусства. Орнаментальные элементы некоторых ковров своей манерой передачи и ярким колоритом напоминают цветы традиционной украинской росписи. Илл. 9 Это впечатление усиливается за счет расположения их на гладком черном фоне. Узкие узорные полоски ковриков небольшого размера и дорожек похожи на орнаментальное украшение плахты – традиционной женской поясной одежды.
Бессарабские ковры до революции и в первые послереволюционные годы рассматривались как западноукраинские. Действительно, бессарабский ковер по своему стилю близок предметам, созданным на Западной Украине. Но в отношении геометризации и схематизации растительного орнамента ковры Бессарабии идут еще дальше в сторону сухости и лаконичности форм. Угловатые, суженные очертания растительных и цветочных мотивов на однотонном фоне представляют характерную черту молдавских изделий. В коллекции Русского музея таких предметов пять.
В любом музейном собрании наряду с традиционными изделиями народных мастеров присутствуют предметы, изготовленные в 1920-1930 годы, в период, когда в произведениях народного творчества проявились веяния нового времени, связанные со сменой политического строя в стране. Мастера в традиционных центрах ковроткачества создавали композиции с применением символики молодого советского государства, органично совмещенной со старинными фольклорными мотивами.
В собрании Русского музея хранится коврик небольшого размера с изображением конного красноармейца со знаменем в руках. Илл. 10. Он был создан учащимися Ленинградского техникума кустарной промышленности ВСНХ к выставке 10-летия Октября. Студенты изучали старинные орнаменты и техники ручного ткачества, обращаясь к экспонатам музея Техникума. Однако коврик с красноармейцем нельзя назвать традиционным ни по композиции, ни по сюжету. Он был продуктом своего времени, созданным в отрыве от народной традиции. Этот предмет принимал участие в выставке «Искусство в жизнь», организованной Русским музеем в 2017 году . Вместе с другими изделиями учащихся Техникума коврик представлял кустарные изделия первых десятилетий советской власти.
В коллекции ОНИ есть ворсовый ковер, где современная тематика, трактованная по-новому, органично сочетается со старыми национальными орнаментальными формами. Это произведение было создано в 1920-е годы таганрогским мастером Некрахи Аллы. В центре ковра, в окружении традиционных орнаментов, расположено погрудное изображение В.И. Ленина. Портрет, вышитый шелковыми нитями в технике художественной глади, заключен в «рамку», украшенную национальным узором и рядами красных звезд на белом фоне. Этот предмет не является по сути уникальным. Исследователями истории ковроткачества по разным музейным и частным собраниям была выделена большая группа подобных изделий. Это ковры с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, Владимира Маяковского, Шота Руставели и др.
Коллекции Русского музея продолжают пополняться и сегодня. Последним поступлением в фонды стал ворсовый коврик, подаренный мастерами гончарного дела из села Суджа Курской области. Коврик был изготовлен в 2011 году в местной мастерской, занимающейся возрождением коврового искусства. В собрании ОНИ это единственный курский ковер.
Собрание изделий ковроткачества Русского музея ценно в первую очередь тем, что представляет собой цельную коллекцию, в основном собранную более ста лет назад. В нее вошли уникальные предметы, в которых ярко отражены художественные особенности ковроделия той или иной области. Эти памятники стали музейными экспонатами не случайно – они тщательно отбирались специалистами для создания полной картины искусства ковра в Императорской России. Более десятка ковров поступили в Русский музей уже в конце ХХ века. И даже такое небольшое количество позволяет дать представление об искусстве ковра новейшего времени.
Текст: Наталия Ковалева, старший научный
сотрудник-хранитель Отдела народного искусства
Государственного Русского музея.