Сегодня выбор ковров, без преувеличения, огромен. Чтобы правильно выбрать эту важную деталь интерьера, которая способна стать стильным штрихом пространства и завершить создание гармоничного образа, не помешает разобраться в многообразии ковров. Ведь этот предмет должен наилучшим образом решать все поставленные перед ним задачи: быть безопасным и прочным, теплым и звукоизолирующим, экологичным и простым в уходе. И, конечно, подчеркивать архитектуру пространства, дополнять интерьер в цветовом отношении или вносить в него необходимые контрасты, отвечать модным тенденциям.
Интересно, что ковер может быть решен как в стиле, соответствующем общему характеру интерьера, так и, напротив, быть кардинально противоположным по настроению. Так, например, персидский ковер может стать главным героем минималистичного интерьера, а в богатый деталями классический интерьер легко можно внести демократичные ноты с помощью современного ковра.
Разобраться в многообразии ковров не так просто. Но существует множество классификаций, которые позволяют проанализировать информацию и остановиться на том продукте, который подходит именно вам по всем параметрам. В качестве основы классификации может выступать материал или форма, наличие и длина ворса, способ изготовления и т.д. Мы же рассмотрим стилистическую принадлежность ковров.
К ним относят персидские ковры с замысловатыми цветочными узорами, тематические, сюжетные, геометрические. Эта группа представлена в основном узелковыми коврами.
Как правило, они имеют центральный медальон, но могут быть и без него. Кроме того, сюда можно отнести и китайские, индийские, афганские ковры с традиционным персидским рисунком либо национальным узором.
Французские классические ковры Savonnerie, Aubusson также можно включить в эту группу, как и ковры иранских производителей.
Контемпоральные ковры сочетают в себе древние традиции ковроткачества и современный концептуальный дизайн. Они имеют как современные геометрические элементы, так и элементы свободной формы, стандартные или нестандартные размеры, могут быть необычной формы и неожиданными по функционалу. В этом стиле дизайнеры и производители предлагают различные виды дизайна: абстракция, ассоциативный дизайн, акварель, различные техники плетения и фактур могут соседствовать и дополнять друг друга на одном поле. Новаторский подход, творческие коллаборации создают уникальные артобъекты, предлагая новые и необычные решения для обустройства жилья.
В этом стиле успешно работают cc-tapis, Knots rug, Rug star, Choudhary exports, Deirdre Dyson, Tufenkian, Mohebban Milano, Rug&Kilim и другие, из российских компаний в первую очередь можно назвать Tapis Rouge.
Переходный стиль в коврах ручной работы – так же, как и в переходном дизайне интерьера – это современное сочетание традиционных и современных стилей в одном пространстве, в случае ковра – на одном поле. Желание заказчиков упразднить классические элементы, объединить современное с традиционным привело к появлению этого стиля. Ковры «переходного дизайна» – уже устоявшийся тренд, востребованный, интересный и великолепно звучащий в современных интерьерах.
Наиболее ярким и самым значимым дизайнером ковров ручной работы в этом стиле, безусловно, является Jan Kath. Благодаря своему новаторскому смелому подходу он буквально совершил революцию, вернул ковры в современные интерьеры, сломав стереотипы и нарушив все строгие законы классических ковров и правила композиции.
В этом стиле работает также Hossein Rezvani, представитель иранской ковровой школы. Благодаря тонкому чувству цвета и глубоким знаниям персидской классики он сумел найти необычный путь самовыражения и адаптировать иранские ковры к современному дизайну.
Здесь же можно отметить Wool&Silk, Ebru, Tamarian, а также несколько индийских производителей, работающих в этом стиле: Global overseas, Jaipur Rugs и др.
Что отличает ковры переходного стиля?
На что же опираются дизайнеры ковров «переходного дизайна», что служит вдохновением? В первую очередь это исторические памятники архитектуры, резьба, древняя письменность, напоминающая палимпсесты, литература, изобразительное и прикладное искусство, богатейшая культура и накопленные знания персидского ковроткачества (многие узоры приходят именно отсюда), фольклорное творчество разных народов, символика, орнаменты. А для того, чтобы коллекция была успешной и зазвучала в современных условиях, для работы над ней приглашают дизайнеров интерьеров, фешн-дизайнеров, архитекторов, людей искусства.
Сюда можно отнести ковры, которые изготавливали и изготавливают кочевые или коренные народы той или иной местности, а также ковры в этом стиле, производимые компаниями. В качестве орнамента используются символические изображения окружающей среды, исторически сложившиеся и присущие тому или иному народу.
Наиболее известны текке, килимы, верни, габбе, сумахи, марокканские ковры. Они изготавливают в Иране, Индии, Афганистане, Марокко, Туркменистане, Непале и т.д.
Что их объединяет:
Наиболее известная компания, выпускающая самые высококачественные ковры в этом стиле, – Zollanvari international, Rug&Kilim.
В 2018 году вышла очень красивая коллекция ковров в этом стиле от компании Rug star. Кроме того, международными премиями отмечены работы дизайнера Lila Valadan, Edelgrund и др.