Вернуться на главную

Сотканное чудо Азербайджана

В Азербайджанском национальном музее ковра собрана богатейшая коллекция безворсовых ковров, включающая более шестисот экземпляров. Совершим виртуальную экскурсию по залам музея, чтобы узнать, как родились и развивались традиционные технологии азербайджанского ткачества, и насладиться прелестью этих изделий, хранящих тепло человеческих рук.

Азербайджанский национальный музей ковра

Территория современного Азербайджана является одним из центров древней цивилизации. Бесчисленное множество костяных, керамических и металлических орудий для прядения и ткачества − шпулек для ниток и веретен, найденных на его территории в результате археологических раскопок, − позволяет относить начало истории азербайджанского ковроткачества к эпохе неолита.

Образцы безворсовых ковров и ковровых изделий, сотканных в Азербайджане в XVIII–XIX веках, хранятся во многих музеях мира, в том числе и в Азербайджанском национальном музее ковра. В нем собрана богатая коллекция безворсовых ковров, включающая хесиры (являющиеся родоначальниками наших ковров), паласы, килимы, шедде, джеджимы, а также имеющие региональные особенности зили, сумахи и верни − в общей сложности 658 экспонатов.

Следует отметить, что технология изготовления безворсовых ковров распространилась сначала среди скотоводов-кочевников, затем – среди оседлого населения таких крупных городов, как Ширван, Баку, Гянджа, Тебриз, Ардебиль, Хой, Маранд и других, а также в окружающих их селах и, наконец, в дворцовых мастерских.

Экспозиция Азербайджанского
национального музея ковра, 1-й этаж

Одним из наиболее широко распространенных видов безворсовых ковров у народов Ближнего Востока, Центральной Азии, Кавказа, в том числе Азербайджана, являются ковры, известные под названием «палас».

В Азербайджане паласов традиционно производилось больше, нежели других видов безворсовых ковров. В зависимости от материала, художественных особенностей и места производства, паласы распространились под разными названиями. По художественным особенностям они делятся на две группы – однотонные и орнаментальные.

В экспозиции Азербайджанского национального музея ковра представлены в основном образцы орнаментальных паласов. К ним относятся паласы с простыми (однотонными) полосами и чийи-паласы, которые ткали только в Баку, на Абшероне, в Газахе и Карабахе. Отметим, что простые паласы во всех регионах ковроткачества в Азербайджане ткут из шерсти и хлопка, продевая уток через основу способом простого переплетения. Цвета узоров на паласах отождествляются с цветами радуги. Но если изначально паласы состояли из широких полос семи цветов, повторяющихся в виде раппортов, то паласы последующих периодов имели более тонкие полосы.

Азербайджанские чийи-паласы отличаются не только сложной техникой изготовления, но и уникальными художественными свойствами. Образцы чийи-паласов, производившихся в Азербайджане на протяжении веков, можно встретить в экспозициях и каталогах музеев как нашей страны, так и стран Америки и Европы. Во многих музеях мира чийи-паласы ошибочно относят к индийским вышивкам. Действительно, не увидев своими глазами процесс тканья такого паласа, сложно поверить в то, что это ковер.

Чийи-палас. Баку, Азербайджан. Конец XIX века.
Основа, уток – шерсть.
Переплетение, обматывание. 154,5×246 см.

Джеджимы, изготовленные в Нахчыване, традиционно украшаются широкими полосами. В Карабахе и Ширване полосы более узкие. Полосы (ткачихи их называют «тахталар» – «половицы») у простых джеджимов бывают в основном желтого, красного, синего, зеленого и коричневого цветов. Тонкие линии «су», служащие границей между широкими полосами, ткутся в темных и теплых тонах. Красивейшие образцы простых карабахских и ширванских джеджимов представлены в экспозиции Азербайджанского национального музея ковра. Сотканные из шерсти и шелка, они отличаются компактными контурными.

Джеджим Карабах, Азербайджан. XIX век. Основа, уток – хлопок, шелк. Переплетение. 91×300 см.

Килимы производятся практически во всех пунктах ковроткачества Азербайджана, за исключением Губинского и Сиязанского районов, где отдают предпочтение ворсовым коврам. В каждом из районов Азербайджана килимам присущи те или иные характерные особенности. В Азербайджанском национальном музее ковра хранятся образцы килимов всех регионов страны.

Самые известные килимы в Азербайджане связаны с названиями сел Падар и Пашалы Ширванского региона. Килимы этого района имеют композиционное построение в основном двух видов: первый – срединное поле которого заполнено единственным повторяющимся элементом «килимгюлю» («цветок килима»), и второй – со срединным полем, сформированным из повторяющихся вертикальных ромбовидных медальонов. Сотни килимов, сотканных в XVIII–XX веках и украшенных элементом «килимгюлю», хранятся во многих музеях мира, в том числе в Азербайджанском национальном музее ковра.

Килим. Ширван,
Азербайджан.
Начало XX века.
Основа – шерсть, хлопок,
уток – шерсть.
Переплетение.
176×330 см.

Художественная композиция шедде, поделенная на квадраты, в наши дни называется просто клетчатой, а в прошлом ее именовали «шатрандж» («шахматная»). В средние века словом «шатрандж» назывались вообще все клетчатые шелковые ткани и тонкие ковры, сотканные способом простого продевания (паласы).

Шедде обладают своеобразными художественными и техническими особенностями. По художественным особенностям шедде можно разделить на однотонные, клетчатые и сюжетные.

Сюжетные шедде, произведенные в Карабахе (в основном в Агджабеди и Кельбаджаре), а также в различных ковроткацких пунктах Газаха, носят в народе название «Девели» («Верблюжьи»).

Шедде. Карабах,
Азербайджан.
Конец XIX века.
Основа, уток – шерсть.
Переплетение,
обматывание.
180×380 см.

Один из лучших образцов подобных шедде представлен в Азербайджанском национальном музее ковра. Все поле ковра занимает схематичное изображение движущегося каравана, показанное слева направо в несколько рядов.

Одной из разновидностей ковров, издавна используемых в быту азербайджанского народа, являются безворсовые ковры зили. Азербайджанским зили свойственно множество различных самостоятельных композиций, составленных из оригинальных элементов.

Орнаментальную основу зили составляют стилизованные изображения различных животных, предметов быта, геометрические рисунки (квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы и т.д.), а также тамги (племенные знаки), имеющие символическое значение, и другие элементы. Многие из этих элементов восходят к глубокой древности и являются предшественниками растительных орнаментов ворсовых ковров. Азербайджанские зили, сотканные в различных регионах, различаются по композиции, колориту и технике.

Верни, отличающиеся художественными особенностями и монументальностью узоров и производящиеся только в Азербайджане, являются оригинальной разновидностью безворсовых ковров. На протяжении веков верни производились скотоводческим населением Карабаха и Газаха. Важно отметить, что строгие традиции этих ковров – композиция, орнамент и колорит – сохранились до наших дней.

Основными центрами производства верни были Агджабеди, Барда, Агдам, Кельбаджар, Джебраил, Нахчыван и Газах. Срединное поле верни составляют геометрические элементы, напоминающие латинскую букву «S» или цифру «5». Эти элементы выстраиваются друг за другом в горизонтальном и вертикальном направлениях, создавая простую композицию. Каждый такой элемент представляет собой стилизованное изображение дракона. Старейшие мастера верни называют это изображение «астан». «Астан» – это искаженная форма слов «астар» или «аждар», что восходит к турецкому «аждар» (на фарси – «аждаха»), означающему «дракон».

Верни. Карабах, Азербайджан. XVIII век.
Основа, уток – шерсть.
Обматывание.. 202×284 см.

Сотни верни, сотканных в вышеуказанных пунктах, хранятся в различных музеях мира. Эти ковры объединяет общность композиции, оттенков и мотивов орнамента. Однако встретить одинаковые и даже очень схожие верни практически невозможно. Они различаются формой «драконового» рисунка, внутренними узорами и деталями и, наконец, определенными признаками, зависящими от мастерства ткачихи и стиля того или иного центра ковроткачества.

В образцах сумахов XVIII–XX веков, обладающих самостоятельной композицией, используются композиционные приемы ворсовых ковров. В связи с различиями в технике исполнения композиция и форма узоров постепенно менялись.

От ворсовых ковров Губинской, Ширванской, Карабахской и Гянджинской групп ковроткачества сумахи переняли цветовую насыщенность, геометрические медальоны, богатую трактовку растительных орнаментов и геометрических элементов. Также для них характерна кайма с S-образным узором «долангач» («развернись – беги»), известным как меандр. Традиционный цвет срединного поля сумахов – темно-бордовый (сумахқ) или темно-синий, хотя изредка встречаются сумахи небольших размеров со срединным полем оттенков «нохуду» (светло-зеленый), «шекери» (желтый), а также белого цвета. Срединное поле сумахов мастерицы украшают большими шестиугольными, восьмиугольными, квадратными, ромбовидными «гёлями» (медальонами).

Текст Азербайджанского национального музея ковра