Вернуться на главную

Сергей Махно: «Создаю на стыке культур, времени и энергий»

Мы беседуем с одним из лучших украинских архитекторов-дизайнеров, который с успехом вышел на мировой уровень, реализуя проекты в Украине, Великобритании, США, Китае, Португалии, ОАЭ и других странах. Кроме того, студия «Sergey Маkhno Architects» занимается предметным, архитектурным, и, в том числе, что нам особенно интересно, текстильным дизайном.

► Расскажите, как вы смогли стать таким востребованным и разносторонним дизайнером? В чем секрет успеха?

— Все началось с моего юношеского увлечения граффити, которое переросло в настоящее движение. Я был одним из первых граффити-артистов независимой Украины. Но мама очень не хотела видеть сына художником и подтолкнула к архитектуре. Отец друга дал первый проект: была кафешка на месте овощной базы. Я придумал и реализовал там все: от общей концепции интерьера до того, как должны выглядеть стулья. Так и закрутилось. И дальше – работа, работа, работа…

Но несколько секретов у меня все-таки есть. Команда – без нее далеко не уйдешь, а с нею невозможное возможно. Важно, чтобы команда сходилась в ценностях, а по навыкам, знаниям и умениям взаимодополняла друг друга. Так, например, я не очень структурный: хорошо придумываю, но доводить до конца мне часто тяжело. А вот мой технический директор – человек суперпоследовательный. Получается идеальная синергия.

Второе – это состояние постоянного поиска. Чтобы создавать что-то новое, очень важно интересоваться миром, людьми, историей. Я много путешествую и особенно люблю Японию. Много лет изучаю и восхищаюсь их культурой, тем, как они относятся к своим традициям. Как бережно они относятся к своей истории! По крупицам передают ее из поколения в поколение. А мы свою историю, традиции растеряли. И сейчас мне очень интересно пересматривать, анализировать, воссоздавать и актуализировать именно исконно украинские традиции. И клиентам уже полюбились оштукатуренные стены современного жилья настоящей глиной, как в хатах-мазанках наших предков. Это же история, которая еще и про экологичный материал, которая еще и выглядит красиво.

► В вашем профиле в Инстаграм написано «Мой музей и мастерская». Вы объединяете эти понятия или разделяете? Какой предмет может стать экспонатом вашего музея?

— И разделяю, и объединяю одновременно. Уже почти три года работает моя керамическая мастерская. И тут действительно собралась крутейшая команда керамистов и художников, которых я искал по всей Украине.

И как-то органично у нас параллельно начали развиваться два направления: арт и предметный дизайн. Мне интересно работать в двух направлениях: создавать уникальные предметы искусства и вещи со смыслом, которые сможет себе позволить большее количество людей. Так у меня больше свободы, ведь у каждого направления есть свои законы и ограничения. Сейчас работаем над третьим – сувенирная продукция. Мечтаю, чтобы предмет от Махно был в каждом доме. И деньги не должны стать препятствием в осуществлении этой мечты.

► Что для вас главное в доме – архитектура и пространство или дизайн с декором?

— В доме главное – дом. И это не только архитектура, дизайн или декор. Это более сложное и глубокое понятие. Но все вышеперечисленное имеет большое значение, конечно. Дом – это пространство, это много света, это приятные текстуры и цвета, это любимые вещи, которые имеют значение. Это здоровье и комфорт, это безопасность и уют. И все эти понятия и создают в коллаборации архитектура и дизайн.

► Сегодня ваш любимый стиль – японское ваби-саби, в котором вы оформили ваш прекрасный дом. Почему этот стиль стал вам ближе всего? Как вы вдохновляете ваших заказчиков на использование этого стиля в проекте?

— На самом деле не совсем так. Я называю стиль, в котором мы работаем, современным украинским. Но Япония тут все-таки есть. Благодаря ей я научился по-новому любить Украину. Увидев, как японцы ценят свое наследие, понял, что украинская культура так же чрезвычайно богата, но мы не всегда умеем ее ценить. Япония вернула мне Украину, открыла глаза и сердце тому богатству, которое я имею от рождения, у себя дома. Поэтому я создаю украинский дизайн, пропущенный через призму японского восприятия прекрасного.

И так продлеваю жизнь нашим давним традициям, которые начинают ценить в современном мире дизайна.

Ваби-саби – это не стиль, это философия. Это умение видеть прекрасное в неидеальном, это красота в несовершенном. И вот через призму ваби-саби я пропускаю культуру своей страны и создаю что-то на стыке культур, времени и энергий.

Мы любим приятные и фактурные текстуры, повторяющие природные, натуральные материалы, особенно глину, дерево, лен. Много света и пространства, а поэтому закрытые места для хранения. Декор – это всегда вещи с историей, которые что-то значат для владельца. Капсулы времени, элементы культурного кода, отрывки дневника – что угодно.

► Какие ваши любимые предметы в интерьере? Какие предметы задают атмосферу интерьера, выполненного Сергеем Махно?

— Раньше я бы сказал, что это авторское освещение от керамической мастерской Sergey Makhno Product. Но в 2019 году к этому присоединились DIDO – серия коллекционных арт-игрушек и скульптур, которые появились в процессе переосмысления традиционной украинской зооморфной пластики.

Персонажи DIDO – это удивительные звери: хохочущие медведи, усатые львы, мечтательные овечки и лошадки с вьющимися хвостами. У каждого DIDO – своя история жизни, но миссия у всех одна – оберегать. Леса, дома, идеи и начинания, добрые сны и семейный уют…

DIDO серия коллекционных арт-игрушек и скульптур

► Мы выпускаем единственный журнал в России об искусстве ковра, и нам хотелось бы отдельно поговорить о том, как вы к ним относитесь, каким коврам отдаете предпочтение?

— Ковры обожаем и уважаем. Это и культурный код, и особый уют, и просто комфорт. У нас есть несколько авторских коллекций ковров. Одна из них называется «Хикару» в честь моего среднего сына. Он нарисовал паттерны для этой коллекции, когда ему не было еще и двух лет. Один из них – мой любимый синий – лежит в главной зоне моего дома, у камина в гостиной.

► Есть ли у вас желание поработать в области предметного дизайна именно с коврами, ведь для дома это важная позиция?

— Да, у нас уже есть несколько коллекций. Но раньше реализацией занимались наши подрядчики из Индии, а это очень дорого, долго и не очень удобно. Сейчас разрабатываем два направления: ведем диалог с европейской фабрикой, которая обладает той технологией, при которой мы сможем качественно воспроизвести наши рисунки на натуральных тканях. И параллельно занимаемся темой ткачества, которое является традиционным ремеслом для нашей страны. Вы можете познакомиться с одной из наших будущих коллекций на нашем Behance.

► В ваших интерьерах достаточно много предметов искусства, но они в большинстве своем современные. А как вы относитесь к винтажу и антикварным вещам?

— В моем доме большое количество мебели и декора с барахолок и платформ, которые продают антиквариат. За некоторыми позициями мне даже пришлось погоняться. В таких предметах особый шарм и стиль, который, соединяясь с новаторскими дизайн экспериментами и современным артом, создают нечто новое. Это удивляет, но одновременно вызывает желание сделать это место своим домом.

► Можно ли говорить, что творчество, в основе которого лежит древняя философия о красоте естественных несовершенств, будет востребовано в современном мире?

— Красота в несовершенстве не исключает понятия практичности и технологичности. Вместе с традиционными украинскими глиняными стенами во все наши проекты мы внедряем систему «Умный дом» от нашего украинского партнера D8. И речь не идет о таких технологиях, когда не знаешь, где и сколько раз нужно хлопнуть в ладоши, чтобы включить в комнате свет. Мы говорим об экономии ресурсов электричества и воды, про упрощение жизни человека. А после вынужденной мировой изоляции каждый пересмотрел функционал своей квартиры и понял, что предпочтение стоит отдавать практичности, а не эстетике. Минималистичные вещи также могут быть красивыми, дизайнерскими и привлекающими взгляды гостей, но самое важное, чтобы они были удобными и эргономичными.

► Условия самоизоляции повлияют на интерьер? Возможно, люди станут уделять больше внимание функциональности (добавлять рабочие зоны, обустраивать больше игровых зон для детей) и красоте, или, наоборот, будут думать, как сэкономить на интерьере?

— Безусловно, такие перемены, с которыми мы столкнулись в начале этого года, оставят след и в дизайне интерьеров, и в архитектуре, и в обустройстве городов в целом. Уйдет тренд на открытые входные группы, потому что всю грязь и опасность с улицы захочется оставить за пределами своего дома, пройти максимальную обработку антисептиками или даже кварцевыми лампами, чтобы обезопасить свою семью от внешних угроз. Отдельное внимание станут уделять рабочим зонам дома, для них будут искать укромный уголок у окна, где раньше стоял не слишком функциональный захламленный комод. Важной станет автономия наших домов и квартир, чтобы при возможном повторном строгом карантине быть независимым от государства. Для квартир – это комнатный огород с помидорами и зеленью, а для домов – собственная скважина для питьевой воды и технической.

Ковер «Золотая ромашка» из коллекции восточных цветочных ковров С. Махно

► Какой самый необычный проект вы реализовали?

— Проект настолько необычный, что мы пока интригуем и не раскрываем все его детали. Дом по имени Futago (в переводе с японского означает «близнецы») – это два идентичных консольных куба на 30 тысяч тонн грунта над землей, вылитые из бетона. Заказчик пришел к нам без особых референсов, а с полным доверием дал нам волю творить. Получилась уникальная архитектура и запоминающийся интерьер, в котором живет минимализм и современный арт.

► Три постулата студии «Sergey Маkhno Architects»?

  1. Сверхцель студии Sergey Makhno Architects – изменить ход событий, вернув украинской культуре право на первенство и самобытность.
  2. Непростая простота форм, понятность функций.
  3. Комфорт и красота для человека в тех значениях, которые он сам в них вкладывает.