Процесс производства ковров ручной работы – это сложнейший пазл, который складывается из множества элементов. И каждая деталь требует огромного внимания, умения, сосредоточенности. Интересно, что технология ручного ковроткачества, несмотря на мощный индустриальный рывок, кардинально не изменилась за сотни и даже тысячи лет. Сколько труда, усилий, любви к своему делу, опыта многих поколений вплетено в узелковое поле ковра, расскажет главный менеджер компании Farahancarpets Мустафа Фарахани.
Семья Фарахани занимается ковроткачеством уже в третьем поколении, сегодня ею руководит Хассан Фарахани. Земля Фарахан, где лежат истоки нашей компании, издавна считалась в Иране регионе мастеров и славилась своими коврами. Однако когда я пришел в Farahan Carpets, в компании наблюдался некоторый застой – ковры тогда выпускались с таким качеством, которое не соответствовало репутации края Фарахан. Я поставил своей главной задачей производство продукции высокого качества с использованием старых проверенных методов, натуральных растительных красителей, из обработанной вручную шерсти, но при этом в новом и современном дизайне.
В прошлом эскиз ковра рисовали вручную, что занимало очень много времени. Сегодня мы используем дизайнерские программы и компьютер, что значительно упрощает процесс. На создание одного рисунка уходит примерно от недели до месяца, все зависит от сложности дизайна и размера.
Причем мы стараемся выработать свой фирменный узнаваемый стиль Фарахан. Одна из наших целей – иметь собственный подчерк в дизайне, по которому нас можно определить в мире и идентифицировать именно с Farahan Carpets. И шаг за шагом мы идем к достижению этой задачи.
Согласно проведенным исследованиям, шерсть лучшего качества для производства ковров получают в области Загрос. Эту шерсть от сытых, породистых, тщательно вымытых молодых овец мы и используем. Стрижка начинается с первого весеннего месяца и продолжается до конца весны. После стрижки шерсть сортируется по цветам: чем шерсть светлее, тем она лучше и дороже, чем тоньше, тем она нежнее и качественнее… Грубую темную шерсть мы не используем. Шерсть моют в горной реке, в проточной воде, что позволяет лучше подготовить ее. Процесс подготовки шерсти к прядению называется dabaghi, что означает вычесывание шерсти. Только потом она готова к прядению. Качество прядения во многом зависит от того, насколько искусны и опытны женщины, которые этим занимаются. Шерсть, которую используем мы, прядется вручную умелыми руками женщин племени области Загрос.
Самое основное преимущество натуральных красителей над химическими – это то, что они со временем становятся еще красивее. Кажется, что они живые, точно такие же, как когда они были частью природы. Не секрет, что натуральные краски не наносят вред окружающей среде и человеку, чего не скажешь про химические. К тому же последние теряют цвет со временем. Мы их считаем «мертвыми» цветами. Почему они используются чаще? Их отличает низкая цена, быстрый и простой процесс окрашивания. Натуральные же красители вы должны получать из растений: марена, шашир, резеда, гранатовая шелуха, скорлупа грецкого ореха, а также из некоторых насекомых – таких, как кошениль. Смешивая и изменяя пропорции того или иного ингредиента, можно получить различные цвета. Создание каждого цвета – это особый путь, который требует времени. Например, чтобы покрасить шерсть в красный цвет, нужно четыре дня. При окрашивании шерсть окунают в чаны, где краситель предварительно растворен и нагрет до определенной температуры, и несколько часов нити варятся. Таким способом, шерсть может окрашиваться до нескольких раз. Следующий шаг – это мытье окрашенной шерсти. После того, как ее промоют, ее выжимают в специальной машине и оставляют сушить на солнце.
Специалисты по натуральному окрашиванию постоянно анализируют информацию, получают опыт, который позволяет улучшать качество. Помимо этого, курсы по окрашиванию шерсти проводятся каждый год в каждом профессиональном обучающем центре.
Для того, чтобы соткать ковер, нужен сам станок, крючки – ножи для вязки ворсовых узлов, гребни для оправки ворса, ножницы для стрижки ворса, ножи для разрезки ворсовой пряжи, ковровые колотушки – они применяются для последовательного прибивания уточной нити к основе ковра и для уплотнения ворсовых узлов.
В прошлом станок для ковроткачества делали из дерева, сейчас из металла.
В нашем регионе традиционно ткут женщины. Они могут работать как дома, так и приходить в мастерскую. Обычно большие ковры ткет группа женщин в мастерской, а маленькие ткут дома один или два умельца. Мастерство и искусство ковроткачества, наработанные веками знания передаются от бабушек и матерей. Время, которое требуется на то, чтобы соткать ковер, зависит от размера, количества ткачих, а также от того, насколько они опытны. Например, ковер 2 на 3 м три ткачихи изготавливают в течение полугода. Стадия непосредственно ковроткачества наиболее сложная и трудоемкая, а также самая продолжительная.
После того, как ковер закончили ткать, он переходит в другую мастерскую на стрижку. Затем моется и опять стрижется с тем, чтобы скорректировать ворс. Потом он остается на солнце: оно делает цвета более сияющими и укрепляет их. После нескольких дней «солнечных ванн» ковры еще раз моются и сушатся под солнцем. После мытья важно растянуть ковер, чтобы края не деформировались и остались ровными. Иногда мы состригаем основную часть ворса, иногда корректируем высоту и удаляем лишний ворс. И в заключение все еще раз проверяется и завязываются узлы на бахроме, чтобы она не распускалась.
Если ошибка наносит вред основной структуре ковра, то это уже не поправимо. Если небольшая, то реставратор может исправить ее.
Качество ковров ручной работы зависит от шерсти, которая должна быть сострижена очень аккуратно, причем именно весной, должна быть скручена руками, окрашена профессиональными красильщиками, а ткать ковры должны умелые руки ткача. И конечно, дизайн ковра – очень важная составляющая.