Во времена правления в Персии Сефевидского Шаха Аббаса Великого большое количество дорогих ковров – шелковых и выполненных из металлизированной нити – производились на королевских мануфактурах в Исфахане и Кашане. Они изготавливались как для продажи собственно в Персии, так и для экспорта – об этом оставили немало свидетельств европейские путешественники, побывавшие в Персии, например, французский купец Ж.-Б. Тавернье или немец, секретарь Голштинского посольства Адам Олеарий.
Сегодня более двухсот экземпляров прекрасных ковров 17 века находятся в западных общественных и частных коллекциях, что свидетельствует о том, насколько заинтересованы были в этом товаре представители европейской аристократии. Впрочем, причину такого интереса понять легко, достаточно взглянуть на подобный ковер – и поразиться разнообразию геометрических, цветочных орнаментов, листьев, пальметт, арабесок…
При этом палитра оставалась практически неизменной: персиковые, оранжевые, желтые, бледно-зеленые или синие цвета со штрихами черного и кремового, с серебряными и золотистыми переходами.
Эти выдающиеся шелковые ковры с запоминающимся дизайном, одновременно замысловатым и лаконичным, – наглядное отражение того, как во время правления шаха Аббаса художники искали новые пути и формы самовыражения.
Продажа подобных ковров являлась серьезным источником дохода для персидской казны. А еще – источником казусных и интересных случаев, о двух из которых мы сейчас и расскажем.
В 1661 году торговое судно Валхерен, принадлежавшее к голландской Ост-Индской компании, везя ценный груз из Персии, было вынуждено искать убежище в порту Берген в Норвегии.
В то время Англия находилась в открытой войне с Нидерландами, и британское адмиралтейство предпринимало незначительные пиратские действия в отношении больших грузовых кораблей, принимая морскую добычу как военный трофей. Поэтому британцы попросили Фредерика III,
короля Норвегии и Дании, не использовать огневую мощь против них во время штурма корабля. Добычу предлагалось поделить пополам. Король согласился, но его приказ гарнизону Берген оставаться нейтральным опоздал: датское командование уже успело отразить британскую атаку и спасти Валхерен и его драгоценный груз. Голландская Ост-Индская компания в качестве дипломатического жеста решила преподнести Фредерику III один из сказочных ковров, хранящихся в трюме судна.
Датский король отклонил предложение, но голландцы настояли на своем, обратившись к Софии Амалии, королеве Дании, и та с готовностью приняла роскошный подарок. Дипломатическая церемония вручения этого щедрого дара королеве произошла в 1666 году на территории Королевского дворца. Этот большой Сефевидский ковер расстилали только на коронационных церемониях, начиная с 1700 года. Остальное время он хранился в замке Русенборг в Копенгагене, и редкое использование позволило ковру сохранить свое великолепие.
Недавно члены датской королевской семьи решили раз в год демонстрировать коронационный ковер широкой публике. Теперь на третьей неделе октября все посетители замка Русенборг могут насладиться изумительным ковром. Его поверхность – это сложный узор, выполненный в зеркальной манере и состоящий из цветущих пальметт, сменяющихся розеттами, которые чередуются с прерывистыми виноградными лозами и облаками. Бордюр ковра, сотканного из шелка на серебристой парчовой основе, украшают перевернутые пальметты и зеленые и белые лотосы. Интересно, что этот потрясающий дизайн ковра Сефевидского периода больше нигде и никогда не был представлен.
А вот еще один дипломатический инцидент, имевший место в 1687 году. Корабль, принадлежавший Датской Восточно-Азиатской компании, захватил бенгальское судно и отконвоировал его в порт Транкебар, датскую колонию на юго-восточном побережье Индии, а груз был отправлен в Копенгаген.
Лишь спустя четыре года после этой безнаказанной конфискации Персидское правительство попыталось разобраться в ситуации. Прибывший в 1691 году в Данию персидский посол представил королю Кристиану V документы, где были перечислены не только все спорные товары, но и имена законных владельцев – армянских купцов из Исфахана.
Переговоры закончились безрезультатно для персов: ни товар, ни шелковые бархатные мешочки (Исфахан или Йезд, XVII век, сегодня хранятся в Датском музее декоративно-прикладного искусства) не были возвращены. Не была предложена и компенсация. Посол вернулся обратно в Исфахан с пустыми руками…
Как видим из истории, желание европейцев обладать великолепными произведениями искусства, произведенными на Сефевидских мануфактурах, порой переходило все мыслимые границы.
Текст Армена Токатляна,
историка восточного искусства