Вернуться на главную

Пазырык

Иранские ковры имеют такую же богатую историю, как персидское искусство и культура. Мировое признание персидских ковров и восхищение ими обусловлено не только усилиями иранских мастеров, но и виртуозностью их исполнения в сочетании с секретами национального искусства. В этом нескончаемом искусстве иранский народ достиг не только утонченности, им удалось создать ковры/шедевры, передающие их жизненную философию. Согласно современным данным, история ковроткачества восходит к первому тысячелетию до н.э. Ремесла, безусловно, были созданы в соответствии с социальными потребностями человека. Возможно, именно в это время и другие развитые нации создавали полотна для отдыха, скручивая мягкие ветки деревьев и солому.

Позже освоив земледелие и скотоводство, древние люди использовали хлопок и шерсть животных для производства войлочных, узелковых ковров или килимов.

В эру Ахеменидов (559-330 гг. до н.э.) империи правителей простирались на огромные территории, императоры проводили время в великолепных дворцах Персеполиса, Пасаргады, Сузы, Вавилона. Согласно древним свидетельствам красивые и красочные ковры украшали большинство этих ахеменидских роскошных дворцов. К сожалению, когда Александр Македонский прибыл в Иран и покорил центр иранской империи, его войско разграбило богатство империи и учинило пожар. Сегодня лишь можно найти следы пепла от этих ковров.

Спустя 25 веков великолепной эпохи нам представляется невозможно встретить образец ахеменидского искусства. Но ковер с ахеменидским рисунком все-таки был найден в горах Алтая в южной Сибири, и теперь он хранится в Государственном Эрмитаже.

Рисунок 1

В 1924 г. русский археолог С.А. Руденко, изучавший историю и антропологию Сибири, заметил несколько искусственных каменных холмов в области северных алтайских гор в низовьях небольшой долины под названием Пазырык. Среди них было пять холмов, длиннее других, которые привлекли внимание Руденко. Он понял, что упомянутые холмы были местом древних могил местных жителей. Поэтому через три года чтобы завершить свои исследования, он и группа русских археологов отправились в Пазырык на раскопки. В 1948-1949 гг. раскопки продолжались при содействии Ленинградского Эрмитажа. В центре этих маленьких холмов была найдена коллекция работ, ставшая величайшим научным открытием, особенно для изучения эпохи ахеменидов, иранской цивилизации и искусства того времени. Кроме драгоценного ковра, ученые обнаружили много ценных вещей: четыре мумифицированных тела, три человеческих скелета, двадцать человеческих тел, тридцать четыре конских скелета, оборудование, одежду, украшения, предметы искусства, религиозные принадлежности, седла для лошадей, ткань, габбе и войлок для лошадей. Как писал русский археолог: «Сопутствующие факторы, такие как климат, структура гробниц и камни способствовали тому, что лед проникал в гробницы и, как следствие, сохранились не только металлические предметы, но и деревянные предметы, кожа, ткань, а также скелеты людей и лошадей. А человеческие тела сохранились точно так же, как они и были похоронены».

Изучение артефактов в Пазырыке доказывает, что в первом тысячелетии до н.э. существовала особая цивилизация коренных народов, схожая с местными и далекими племенами, которые жили, занимаясь скотоводством. Но, возможно, среди самых важных предметов, найденных в пазырыкских могилах, является фрагмент ковра с различными узорами, со стежками на изнаночной стороне и с короткими и плоскими стежками на лицевой. Ковер был получен из седла, которое было помещено с лошадьми в пятой могиле и использовалось для седла одной из лошадей. Размер этого ковра составляет 183×210 см, и на 1 квадратный дециметр ковра приходится 3600 узлов. Это удивительное произведение искусства. Рисунок ковра представляет собой поле, на котором изображены легендарные крылатые животные (рис.1). Также мы видим ряд персидских наездников, один из которых сидит на лошади, а другие держат поводья сзади (рис. 2).

Рисунок 2

На всадниках персидские шляпы, дно которых отодвинуто от подбородка к нижней части рта. (Рис.3).

Рисунок 3

Посередине ковра изображен ряд пятнистых оленей (рис.4). На цветах и кустах можно найти мотив ассирийского искусства с четырьмя листьями. Персидские ковры изготовлялись и находились в разных центрах Ирана, таких как Сардис, Вавилон. Конечно, метод вязания был таким же, как и у восточных ковров более раннего периода, что относит нас к ассирийской эпохе, 8 век до н.э.

Рисунок 4

Узоры крылатых животных по краям ковра немного больше по размеру, чем рисунки животных с противоположной стороны. Другой особенностью этого ковра являются естественные цвета, темно-красный, оранжевый, желтый, немного синий и зеленый, использованные на полотне ковра.

Как было упомянуто выше, на квадратный дециметр ковра приходится 3600 узлов, поэтому на ковре всего 1 250 000 узлов. Если квалифицированный ткач создает 2000-3000 узлов, то на создание подобного ковра ему понадобится год и шесть месяцев.

Историю этого ковра можно узнать по изображению всадников, способу плетения и другим деталям. Способ изображения хвоста лошади относится к персидской эпохе. Схожие стежки можно встретить на узорах ковров в Персеполе. Изображение людей, которые сопровождают лошадей, похожи на узоры в Персеполе.

На обоих рисунках мужчины идут с левой стороны и трогают гривы лошадей. На них короткие одежды и узкие штаны (рис.5).

Рисунок 5

Согласно исследованиям Руденко, ковер был соткан в Персии и принадлежал Ирану. Иранский археолог Мостафави* (1955) обозначил несколько причин, доказывающих этот факт, и опубликовал их в своей статье. Например, образы оленей могут символизировать интерес царей Ахеменидов к охоте. Вероятно, олени обитали в этих районах. С другой стороны, на внешнем фасаде лестницы дворца Дария Великого в Персеполе изображен проводник с заметным узором. Он держит маленького оленя и ведет его во дворец к царю (рис. 6). Можно сделать вывод, что олени были значимыми животными. Их доставляли из отдаленных территорий в Императорский дворец, поэтому во времена династии Ахеменидов изображение животного на коврах, сотканных для седла, было обычным делом. Таким образом, принято считать, что ковер Пазырык был соткан после этой эпохи и под ее влиянием.

Рисунок 6

Другая точка зрения заключается в том, что рисунок этого ковра не связан с ранним ахеменидским периодом и не относится ко времени правления Дария Великого и Ксеркса. Возможно, что ковер был произведен чуть позже середины 5 века до н.э.

Наконец, одежда всадников, которых мы видим возле лошадей, похожа на одежду северных жителей Ирана, парфянян, которые носили подобные шляпы. С другой стороны, олени обитали на северных равнинах Парфии, поэтому земли Парфии были ближайшей территорией к пазырыкской области в эпоху Ахеменидов. Следовательно, вполне возможно, что каким-то образом обнаруженный ковер Пазырык был соткан на территории Парфии, и, вследствие развитой торговли между северными иранцами того времени, король скифов стал обладателем этого ковра. Пазырык был захоронен в гробнице вместе с королевским конем.

Текст:
Мохаммад Юсеф Ростами, исследователь в области истории и археологии, руководитель международного тура, @mohammadyousefrostami; Лейла Карими, доктор прикладной лингвистики, инструктор по туризму.

* Мохаммад Таги Моставафи (1905-1980) — иранский археолог, руководитель древних раскопок, в сотрудничестве с французской делегацией сначала в городе Сузы, а затем в Персеполе, а также член иранской делегации на третьем Международном конгрессе искусства и археологии Иран в Ленинграде