Азербайджанские ковры имеют глубокую семантику орнаментов, составляющую скрытый смысл каждого произведения ковроткачества – смысл, который иногда бывает важнее, чем прямое, функциональное назначение ковра. Азербайджанский национальный музей ковра расскажет нам о самых известных видах орнаментов на примере ковров из своей коллекции.
Разговор о семантике ковроткачества стоит начать с медальонов, которые составляют важнейшую часть композиции большинства традиционных азербайджанских ковров. По-азербайджански ковровый медальон называется «гёль», то есть «озеро». Это название употребляется на большей части территории современного Азербайджана (а также в Центральной Азии), однако есть и исключения. Так, на северо-западе Азербайджана и в Карабахе ковровые медальоны называют «хонча», что означает «поднос», а в другом регионе Азербайджана, Ширване, их именуют «табаг» («противень»).
В историческом регионе Южный Азербайджан, ныне представляющем собой северные территории Ирана, ковровые медальоны принято называть «турундж» или «туруш»: это слово обозначает померанец – ароматный субтропический плод, который в былые времена было принято держать в домах на подносах. В других областях Ирана ковровые медальоны называют словом «торендж», а в Турции – «турендже». От этого слова произошло, в частности, название классической для Южного Азербайджана тебризской ковровой композиции «Лячяк турундж». Она состоит из «гёля» (медальона) под названием «турундж» и четырех «лячяков» («лепестков»), расположенных в четырех углах серединного поля, причем каждый «лячяк» представляет собой одну четвертую медальона.
В русской традиции ковровый медальон называли розеткой. А слово «медальон» для обозначения важнейшего элемента ковровой композиции пришло из Западной Европы.
По мнению современных ученых, слово «гёль» как название коврового медальона вовсе не означает «озеро» – это искаженная форма слов «гол» (род), «нясиль» (поколение), «сой» (корни/происхождение). Таким образом, изображение гёля в давние времена выражало эмблему, символическое значение рода или племени. Внутри таких «гёлей» размещались тамги – клейма родов или племен. Возможно, миграция племен в ходе истории послужила причиной того, что ковры с такими изображениями ткались в самых разных ковроткацких пунктах Азербайджана.
Исходя из этого, кажется очень логичным название одного из наиболее распространенных в азербайджанских коврах видов медальонов, характерного для Муганского региона Азербайджана – «Кёхня нахыш» («Старый узор»). Такой медальон украшен крючкообразными элементами, которые так и называются – «гармаг», то есть крючок.
Орнамент «Кёхня нахыш» широко используется в коврах тюркоязычных народов. Первые образцы этого изображения встречаются на керамических изделиях бронзового века, затем на безворсовых коврах, и, наконец, широко используются на ворсовых коврах. По мнению ученых, этот узор символизирует хранителя Земли и Воды, а также понятие эволюции и приумножения. По прошествии времени этот элемент, повторяясь на произведениях искусства, утратил свое символическое и мифологическое значение, превратившись в обычную орнаментальную форму. На полотнах известного фламандского художника эпохи Ренессанса Ганса Мемлинга часто встречаются ковры с медальонами «Кёхня нахыш», поэтому в западной научной литературе такой элемент орнамента принято называть «медальоном Мемлинга».
Разновидностей «гёлей» в азербайджанском ковроткачестве существует очень много. По форме их можно разделить на круглые, продолговатые и квадратные. Особое место занимает тип композиции «гёльбяндлик», сплошь состоящей из граничащих друг с другом медальонов.
В азербайджанских коврах часто встречаются геометрические орнаменты – как простые, так и сложные. Все они изначально олицетворяли собой мифологическую модель мира и космос, являющийся совершенным пространством. Геометрические орнаменты встречаются в отделке изделий различных народов мира, и каждый народ толковал эти изображения в соответствии со своим мировоззрением. Например, круг означал солнце, квадрат – землю, треугольник – гору, свастика – движение солнца, спираль – развитие, движение и т.д. К простым геометрическим узорам можно отнести прямые, ломаные, волнистые линии, изображения солнца, луны, звезд. Небесные тела изображались обычно в форме круга. Квадрат или прямоугольник служил обозначением пахотной земли, являясь ключевой фигурой земледельческого культа. Мотив треугольника связан с магией оберега от дурного глаза и злых сил.
Такой элемент, как ромб, появившийся в раннеземледельческий период, в зависимости от расположения и дополнительных обозначений может означать землю, дом, женщину и плодоносное начало вообще. Например, простой ромб с девятью маленькими квадратами означал беременную женщину. Ромбовидные узоры, постепенно усложняясь и преобразовавшись в «кетебе» (картуши), стали неотъемлемой частью орнаментов азербайджанского декоративно-прикладного искусства – в ковроткачестве, текстиле, вышивке, резьбе по камню и т.д.
Схематические условные орнаменты древних времен пережили свой расцвет в Азербайджане в эпоху средневековья. В первую очередь это было связано с развитием геометрии, алгебры и других точных наук. Путем соединения геометрических элементов – прямоугольников, ромбов, треугольников, параллелограммов и шестигранников – создавались «сетчатые» или, как их еще называют, «панцирные» орнаменты, сплошь покрывающие ту или иную поверхность.
К примеру, композиция «Бенди-руми», визуально напоминающая рыболовную сеть, состоит из ромбовидных фрагментов, повторяющихся один за другим по вертикали и горизонтали. Эта композиция распространена в декоративном искусстве Азербайджана и стран Ближнего Востока – прежде всего в ковроткачестве.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. Для азербайджанского ковроткачества и прикладного искусства в целом это сравнительно редкий элемент, но тем интереснее проследить его эволюцию.
В старинных антропоморфных изображениях человеческая фигура трактована крайне условно. Изображение дано в фас. Иногда выявлены признаки пола, черты лица чаще отсутствуют. По общей конфигурации некоторые изображения близки к гобустанским петроглифам. Иногда антропоморфная фигура вписана в тело животного как знак, не имея самостоятельного значения.
Изображения человека в безворсовых коврах Азербайджана немногочисленны и неустойчивы, даны опять-таки в контурно-плоскостной манере. У них есть любопытная особенность: они, возникнув в той или иной схеме композиции, затем пропадали из нее. Так было, например, с мотивами безворсовых ковров шедде, где изначально изображался караван со всадниками-погонщиками. Затем люди из этой схемы исчезли – остались лишь животные в караване.
Лишь в совсем поздних городских коврах утверждается изображение именно человека, моделированное соответственно новому видению – то есть с чертами лица, подробностями одежды и т.д.
Образ дракона, имеющий глубокий смысл, занимает особое место в азербайджанском ковроткачестве. Мотив дракона, используемый тюркскими народами, является одним из самых древних изображений, украшающим множество памятников азербайджанских искусства. Это доказывают петроглифы Гямигая, изображение трехглавого дракона, перекрывающего течение воды на золотой чаше, датируемой примерно IX веком до н. э., найденной на холме Хасанли в магале Сулдуз Иранского Азербайджана. Образ дракона занимает важное место и в азербайджанских народных сказках. С ним также связано множество топонимов.
В соответствии с верованиями и различными формами изображения менялось также и символическое значение образа дракона. Являющийся с древних времен символом ангела войны, он также изображается в образе хранителя богатства и сокровищ. Символом власти племен каспиев, поселившихся на Миль-Муганской равнине, также был дракон.
В ковроткачестве его образ также отождествлен с облаком и молнией. Связь между символами дракона и воды объясняется верованиями в земных и небесных змеев. В азербайджанских коврах присутствуют различные формы дракона, связанные как с небесными, так и с земными стихиями. Драконы также символизируют бога Тенгри в древнетюркской традиции, хотя сами драконы не почитались как боги.
Различные стилизованные изображения образа дракона с древних времен использовались в композиционном построении безворсовых и ворсовых азербайджанских ковров. По поверью, дракон на ковре символизирует воду, приносит в дом изобилие, защищает дом, семью, племя от трудностей, сглаза и нечистой силы.
Наши прабабушки изображали на коврах «верни» сильно стилизованного дракона S-образной формы. Эти изображения с драконовыми мотивами известны в азербайджанском ковроткачестве как композиция «Хатаи». «Хата», или «Хатаи» – это одно из племен, составивших основу азербайджанской нации. Клановые элементы орнамента этого племени и дали название ковровой композиции. Самые ценные образцы этих орнаментов украшают карабахские ковры XVI-XVII вв.
Символ креста встречается в древнейших религиях и культурах, в том числе в Азербайджане, Месопотамии, Египте, Алтае, Китае и других странах. Древнейший образец креста на Южном Кавказе обнаружен на территории памятника Кюльтепе, датируемого III тысячелетием до н.э.
Крест – это древний и универсальный символ, в первую очередь он воспевает космос, выраженный в самой простой форме. Для древних тюрков крест символизировал тенгрианство. Тюрки выражали модель бытия в основном формой креста. Крест воплощал в себе небесный огонь и свет, испускаемый Тенгри (Творцом). Крест также символизирует четыре элемента – воздух, землю, воду и огонь. Различные толкования этого символа, логика и суть которых имеет одинаковый смысл, связаны с его простым и одновременно безупречным строением.
Символ креста оказал огромное влияние на формирование древних ковровых орнаментов тюркских народов. Он широко распространен как в ворсовых, так и в безворсовых азербайджанских коврах. Добавленные к краям креста клейма в форме бараньих рогов, будучи широко распространенными элементами в азербайджанском ковровом искусстве, означали единство рода и племени вокруг общих корней и верований. Позднее добавлением к кресту направляющих элементов был образован новый элемент – «чархы-фелек», колесо Фортуны, отражающий модель Вселенной.
Бута – один из самых распространенных декоративных элементов в народном искусстве Азербайджана, Ирана, Средней Азии, Индии и других стран.
По мнению исследователей, бута – это воплощение солнечного света и огня, а также живого символа света – павлина. Древние тюркские народы считали павлина священным существом. Этот элемент орнамента в древности ассоциировался с религиозными представлениями, затем утратил религиозный характер и приобрел лишь символическое значение, а потом стал одним из орнаментов, используемых в декоративно-прикладном искусстве.
В азербайджанском искусстве бута широко применялась в орнаментах ковров, керамики, рукописей, металлической посуды, ювелирных украшений, в текстиле и вышивке, изделиях из камня и дерева и т.д. И все же именно в ковроткачестве наиболее богато и разнообразно представлены многочисленные виды этого древнего элемента орнамента. Бута в различных вариантах и интерпретациях характерна для изделий всех ковроткацких пунктов Азербайджана. В одних композициях она украшает собой бордюрную полосу, а в других – серединное поле.
Бута имеет огромное количество видов, и каждый имеет собственное название. Но все их можно разделить на четыре основные группы:
«Древо жизни» – один из древнейших символов азербайджанского искусства. Его ранние образцы можно увидеть на черной полированной керамике бронзового века (II-I тысячелетия до н.э.) и красной керамике, найденной в Шахтахты (II тысячелетие до нашей эры), в Нахчыване. Даже сегодня во многих селах Азербайджана есть деревья святыни: вера в их чудодейственную силу запечатлена в сознании азербайджанцев.
В азербайджанском ковроткачестве существуют различные виды этого универсального для мирового искусства символа. Часто по обеим сторонам от чрезвычайно условно изображенного «древа жизни» изображают пару животных, птиц или людей. Если двойное изображение людей интерпретировалось как мужское и женское начало, то расположение различных живых существ в разных частях дерева интерпретировалось как отражение идеи модели мира.
Облик самого «древа жизни» может быть как вполне реалистическим (гранат, кипарис, пальма), так и полностью обобщенным. На азербайджанских коврах оно иногда изображалось в виде мифологического растения с головами животных и людей вместо цветов и плодов. Такие необычные изображения, широко распространенные в средневековье, были также известны как орнамент «ваг-вагы». «Древо жизни» символизирует светлое будущее, бессмертие, плодородие, размножение, изобилие, счастье и т. д.