«Красота есть одеяние Истины.»
Н. К. Рерих
Содержание и весь этнический облик казахского народного искусства пронизан орнаментальной составляющей: во всем его богатстве и разнообразии композиционных форм, колорита, смыслового и символического значения.
Орнамент, сконцентрировав в себе смысл и мощь определенных понятий, отражает знания, не облекаемые в словесные и письменные формы. Он сохранил в себе память о времени, когда люди воспринимали себя в единстве с природой, когда Космос естественно входил в жизнь кочевника. Легенды и сказания повествовали о героях, образы которых символизировали созвездия, заложившие истоки многих родов. Человек пытался создать вокруг себя подобие макровселенной, перенося ее стройную систему в свое жилище.
Задумываясь над смыслом жизни, народ верил в высшее руководство, сопровождавшее род человеческий от начала времен. Мудрецы древности передавали своим ученикам полученные из высшего источника знания символами, которые постепенно перешли в народное творчество, утратив свой изначальный смысл. Однако люди чувствовали их сокровенную значимость и украшали этими знаками свой быт. Символы, в свою очередь, были призваны напоминать о важных духовных истинах, создавая линию преемственности от древнейших знаний к последующим поколениям, сохраняя их охранительную и защитную функцию.
Традиционным и широко распространенным символом является орнамент. В нем прочитываются не только космогонические мотивы, мир флоры и фауны, но и природные стихии. Например, Земля изображалась в виде квадрата или ромба – шаршы; вода – волнообразной линией; огонь – в виде языков пламени. Многие обряды и обычаи были связаны с почитанием и обожествлением всех стихий. Но стихии огня кочевники всегда придавали особое значение, его символ находим на многих тканых и вышитых изделиях.
Существует несколько методов и способов исследования орнамента. Имеется большой спектр изданий на данную тему. Он привлекает разных специалистов, в том числе тех, кто подходит к его изучению, опираясь на интуицию и рождаемые образы. Выводы таких исследователей всегда очень интересны. Именно к таким относится Дана Эрик, известный коллекционер казахских ковров. Ей доступно постижение сакральной составляющей казахского орнамента с опорой на лингвистику, народный фольклор, визуальный образ. Она умеет видеть в традиционных орнаментах сюжеты древних верований и мифов различных культур, разных народов и эпох. Например, образ дракона, являющийся символом Китая и характерный для ковров Азербайджана. Или змея, отсылающего нас к мифологии индуизма, буддизма, к культу человека-змея, к великим Нагам Индии. Или стилизованные изображения скорпионов и лягушек. Ранее исследователи казахского орнамента не фиксировали внимание на отмеченных образах. Можно изыскания Даны отнести к фантазиям, но не будем так критичны в суждениях, зная, что через территорию сегодняшнего Казахстана веками проходили этносы со своей культурой и традициями, ассимиляция которых была неизбежной. Народное искусство любого этноса – это синтез, состоящий из отголосков всех предыдущих эпох и культур Евразийского континента. Великое переселение народов, так замечательно отраженное в трехтомном издании «История Средней Азии» выдающегося востоковеда и основателя номадистики Юрия Николаевича Рериха, подтверждает эту мысль.
Интересны размышления Даны Эрик: «Когда я смотрю на орнамент казахских ковров, сознание обращается к мифологии разных культур, к языкам. Например, казахский ковер бескесте. Его орнамент характерен для туркменских ковров племени иомуд. Подобные ковры ткали и казахи, проживающие на территории Узбекистана, и кереи Монголии. В переводе с турецкого языка «керевит» обозначает «рак». И я увидела, что все эти основные орнаменты похожи на изображения раков. Часто в орнаментах многих ковров вижу насекомых, а лингвистический анализ многих казахских слов навеял образы рыб и другой морской фауны, а также змей и драконов. Чтобы понимать глубокий смысл орнаментов ковров, я изучаю разные религии. Для меня важно понять, что лежало в основе этих смыслов. Один человек как-то высказался о том, что все казахские ковры красного цвета, и меня это тоже удивляет; понимаю, что это связано со стихией огня. Огонь присутствует в Ведической культуре, Зороастризме, в культуре казахов, в его языке, показывая отношение наших предков к огню. В смысле слова семья отбасы – огонь, значит, огонь был в основе всего. Значит, есть смыслы в казахской культуре, которые мы утратили и которые взаимосвязаны с самой жизнью».
Так рассуждает Дана Эрик. А ведь некоторые верования кочевников о сакральной силе огня сохранились до наших дней. Например, обряд аластау, где огонь играет роль очистителя жилища. Традиционно огонь казахи наделяли целительными и охранительными свойствами.
Дана Эрик продолжает: «Интересен орнамент настенных вышитых ковров тускиизов с изображением кругов. Говорят, сколько кругов – столько юрт в ауле. Но юрт гораздо больше. Тускииз по традиции размещается на почетном месте төр, напротив входа в юрту, который всегда был ориентирован на восток. По логике, если есть вход, то должен быть выход. Солнце входит в двери, заходит с другой стороны. В картах таро есть туз пентаклей, с изображением монеты в руке и арки, то есть прохода. Круги на тускиизе вполне соответствуют монетам, и слова тус и туз созвучны. Солнце выходит в день на востоке и заходит в ночь на западе, символизирующем небытие, смерть. В странах Запада умершему человеку на глаза кладут монеты. Тускииз казахский, а в его символике скрыто столько смыслов, которые характерны для западной культуры! Это указывает на общность культур».
«Хватаюсь за разные отрывки и нахожу между ними связь, – продолжает Дана. – Например, крепежные ленты бау, баскур. У казахов они бау, а у киргизов боо. Удав же на латинском Воа, все это приводит к образу змея. Интересно прочтение крепежной ленты акбау – на них традиция сохранила большое количество знаков-узоров. Когда разматываешь бау, видишь взаимосвязь с китайской письменностью, которая читается сверху вниз. Такие сходства удивляют. Понимаю, что нельзя изучать собственную культуру в отрыве от других культур, ведь все взаимосвязано. Мы живем на одной планете, это наш общий дом, и, видимо, корень знания един. Орнамент создавался не только для красоты, в нем заложены сакральные знания, а красота для того, чтобы через прикосновение к красоте возникало желание постижения ее смыслов. Красота притягивает, запоминается, рождает новые образы, к ней хочется прикоснуться».
Размышления Даны Эрик созвучны современным теориям о роли мысли, сознания и предназначении самого человека. Энергии окружающего мира нами воспринимаются и кристаллизуются в мысленные формы. Процесс этот непрерывен. И зависит от того, куда направлено сознание, на что обращена мысль, на чем она фиксируется. Человек, наслаждающийся красотой природы, произведениями искусства, живущий в мире красоты неизбежно награждает пространство соответствующими прекрасными мысленными формами, воплощая их в изделиях своего труда.
Искусство и красота, в их чистых проявлениях, есть самый прямой путь к постижению высших истин, преображению обычного человека в человека утонченного, духовного. Красота и смысловая насыщенность изделий прикладного творчества с разнообразной орнаментикой в жизни народа всегда выполняли не только бытовые функции, но и культурные, воспитательные, образовательные. Через века нам сегодняшним передавалось то, что мы уже с трудом расшифровываем и постигаем заново.
Текст: Н.А. Баженова, искусствовед, старший научный сотрудник отдела
прикладного искусства Казахстана ГМИ РК им. А. Кастеева. Член Союза
художников Казахстана.
Редактор: Л. Глущенко