Ослепительная красота и превосходное качество персидских ковров известны во всем мире. Это традиционное искусство на протяжении тысяч лет было центральным ядром иранской истории и культуры. Сегодня мы заглянем в Иранский музей ковра, где хранятся эти сокровища.
Ковер всегда был и оставался одним из важнейших символов древней богатой культуры Ирана, играя ключевую роль в повседневной жизни иранцев. На коврах иранцы рождаются, растут, живут… В каждом доме в Иране, будь он богатый или бедный, всегда можно найти ковер – он может быть старым и изношенным, но при этом очень ценным.
В Иране ковроткачество – это не работа, а искусство. И поэтому ковры могут многое рассказать об истории, культуре и искусстве Ирана в разное время. И самые ослепительные в своей красоте образцы, истинные шедевры, ковры кочевников собраны в Иранском Музее ковра. Изделия разных исторических периодов отбирались с учетом их возраста, дизайна, особенностей узоров и орнаментов, цветов и стилей плетения.
Инициатором создания музея выступила Фарах Диба Пехлеви, последняя императрица Ирана. Она отличалась активным интересом к продвижению и сохранению искусства и культуры Ирана.
Сам музей, похожий на ткацкий станок, спроектировал архитектор Абдол Азиз Фарманфармян. Музей ковра Ирана был открыт в Тегеране 11 февраля 1978 года. Основной целью создания этого музея было развитие искусства ковроткачества и сбор разных видов ковров со всей страны. В итоге музей стал бесконечным источником исследований ковров для всех любителей культуры и искусства.
Изначально музейная коллекция состояла из 275 экспонатов изящных ковров и килимов, приобретенных внутри страны и за рубежом, а также полученных из разных музеев, таких как Дворец-музей Голестан.
Самые ценные персидские ковры, имеющиеся в музее, датируются 16 веком. После исламской революции в музей были переданы изысканные ковры дворцов Саад-Абада и ряда государственных организаций.
Сегодня музей состоит из двух выставочных галерей, занимающих площадь 3400 кв.м. Галерея первого этажа предназначена для постоянной экспозиции, а верхний этаж отдан под временные выставки ковров.
Библиотека музея содержит тысячи книг на многих языках, включая фарси, английский, немецкий, французский и арабский языки. В их числе есть исключительно важные и редкие публикации и исследования о персидских коврах.
Посетители музея, посвятившие жизнь изучению коврового искусства или просто интересующиеся этой темой, находят в Иранском музее ковра свой ответ на вопрос: как через узоры, орнаменты и цвета может отражаться иранская культура и искусство различных исторических периодов, как различные типы ковров представляют священные элементы разных иранских этносов.
Херис
Дата плетения: 1832 г.
Происхождение: Мехриван, Херис.
Размеры: 286×261 см.
Тип красителей: натуральные. Уток: одиночная хлопковая нить; симметричный узел, основа шелк, ворс шелк, плотность 70 радж.
Имеется картуш с надписью: «По приказу Его Высочества принца Амира Мухаммеда наследный принц и герцог Каирский продолжат Его славу.» Соткан в 1832 году.
Ковер с кипарисом
Цветочно-лиственный мотив в основном поле ковра.
Дата плетения: середина 19-го века.
Происхождение: Бахтияри.
Размеры: 178×126 см.
Тип красителей: натуральные.
Двойной уток, хлопок; симметричный узел, основа: шелк, ворс: шерсть и шелк, плотность 50 радж.
Ковер имеет картуш: «Работа мастерской Абдолсамада Исфахани»
Круглый ковер
Имитация зеркальных узоров периода Сефевидов,
четыре рамки которых изображены на поверхности.
Представляет особый интерес из-за своей формы,
так как круглые ковры редко плели в Иране.
Дата создания: 18 век.
Происхождение: Херис.
Размеры: 168×143 см.
Тип красителей: натуральные.
Уточная нить двойная, хлопок;
симметричный узел, основа: шелк., ворс: шелк.
Плотность: 50 радж.