Махмуд Салех Мохаммади (р. 1979) – иранский художник родом из Тегерана. Свою творческую карьеру он начал на родине: обучался рисунку в Университете Искусств Эльми-Карборди в Карадже и продолжил свое образование в Академии изящных искусств Брера, окончив факультет изобразительных искусств.
Сегодня он живет в Милане, где в 2014 году основал SPAZIO NOUR (LIGHT SPACE) (Наше Место – перевод с итал.): инновационное и многофункциональное пространство, где рождается диалог между визуальным, перформативным и реляционным искусством. Здание, в котором располагается SPAZIO NOUR (LIGHT SPACE), когда-то называлось театром криминала, преступности и деградации. Поэтому главной целью художника стала желание подарить этому месту новую жизнь, создать пространство, где могут сосуществовать представители разных слоев общества и культур.
Само создание этого пространства – уже акт и произведение искусства. Это и личная мастерская художника, и место проведения выставок, художественных мероприятий, мастер классов, а еще музей и лаборатория, где реализуются любые инновационные проекты и идеи. Суть проекта – дать возможность преодолеть барьеры недоверия и различий, что в полной мере отражает основу творчества Махмуда. Концепция примирения, воплощенная в SPAZIO NOUR (LIGHT SPACE), является и центральной точкой в поэтике художника, который строит свои работы на сочетании похожего с непохожим, старого с новым, традиций с новшествами.
Подобное видение, балансирующее между утопическим и реальным, но передающее принятие, тепло и равновесие, демонстрирует, что даже из разрушения можно создать красоту. Эта идея соотносится с японской философией кинцуги – искусству использования жидкого золота для реставрации изделий. Его последователи убеждены: из дефектов и изломов может родиться новое внутреннее совершенство изделия.
Золото – это универсальный цвет духовности и святости. Но он предназначен не столько для религии, а для самой сущности человека, который является главной ценностью, и ее следует охранять и взращивать. Именно эта сущность, единая для всех людей, делает нас частью единого мира, частью общей истории. Именно поэтому Махмуд Салех Мохаммади, следуя своей внутренней потребности прочувствовать тайный опыт, запечатлевает золотые узоры в своих работах и, в частности, в коврах.
Ковры являются для него символическими элементами: они перестают быть украшением и частью художественного оформления, становясь медиа-формой, воплощением его личных ценностей и представлений.
Своей тканью, мотивами и цветами они напоминают аромат и очарование культуры Ближнего Востока – при этом не претендуя на превосходство, но оставаясь метафорой и сосудом, наполненным разными значениями.
Ковры Махмуда не предназначены для того, чтобы просто лежать на полу, как это принято. Они должны висеть на стенах, заполнять пространство и давать новую жизнь забытым вещам. В качестве отправной точки служит эпоха, производство и происхождением, и только потом применяются сусальное золото. Такой союз рождает новые символы и знаки – существовавшие разломы обретают после восстановления иную жизнь и перед ними открываются новые смыслы.
Коллекция Катибей состоит из семи экземпляров разных размеров. Каждый задуман как отдельная работа и при этом существует как часть более крупного проекта. Каждый ковер или его часть, в зависимости от формы, данной художником, может восприниматься как часть отдельной реальности, что особенно важно для Махмуда Салеха Мохаммади.
Нити, из которых сотканы ковры, изначально были отделены друг от друга. И было суждено жить собственной жизнью, пока они не были связаны вместе. Они рассказывают об отдельных людях, контекстах или ситуациях, которые в результате соединения становятся частью единой вселенной, законченной только с появлением готового ковра.
Каждый узел – это точка сопротивления, и в то же время это соединение, которое украшено золотом, разбросанным по поверхности полотна или по его краям в виде тонкой оправы, переплавляющей брутальность в красоту.
Конечный результат представляет собой некий баланс, который является метафорой для экзистенциальной гармонии. Именно в нее глубоко верит художник: основа эволюции мира и благополучия человечества заключается именно в том, чтобы понять различия и бережно преодолеть границ.
Коллекция Кинцуги рассказывает нам о цикличной природе времени, о прошлом, которое становится настоящим и развивается еще дальше.
Махмуд Салех Мохаммади фактически выбирает старые, забытые и заброшенные предметы с такой же бережностью, с какой мудрый отец оберегает своего самого слабого ребенка.
Стулья, на которых больше никто не хочет сидеть, столы, за которыми никто не устраивает праздники, старый деревянный умывальник или зеленые ставни, которые больше не нужны, – все это собирается и переделывается художником.
Благодаря использованию деталей из персидских ковров и применению золота эти предметы перестают быть устаревшим наследием, недостойным внимания, а становятся символами обновленной жизни, доказательством того, что все в этом мире заслуживает второго шанса.
Объекты переживают неостановимое течение времени, превращая старение и несовершенства в свои достоинства. И тем самым они преподносят нам урок. Ведь способность видеть суть вещей позволяет увековечить древние истории, восстановить ценность ушедшего времени, и понять, что создание лучшего будущего для человечества все еще возможно.
Текст Джулии Фраттини