Мы беседуем с международным специалистом по восточным коврам аукционного дома Christie’s Луизой Бродхерст, чтобы узнать секреты ковровых аукционов. Как происходит поиск интересных экземпляров, из чего складывается их цена, существует ли мода на антикварные ковры, как изменился рынок с началом пандемии – ответы на эти вопросы читайте в интервью с профессионалом высочайшего класса.
— Окончив Университетский колледж Лондона в 1998 году и получив степень в области истории искусства и итальянского языка, я отправила резюме в Christie’s в отдел мебели и декоративного искусства 19 века, где я впоследствии изучила основы аукционной деятельности. В 2001 году я стала младшим специалистом в отделе восточных ковров, и с этого началось мое знакомство с коврами.
— Я всегда восхищалась тем, как пространство галереи трансформируется во время аукциона, когда стены и полы покрыты яркими ковровыми полотнами, напоминая Шелковый путь. Места их происхождения казались такими далекими и романтичными… Мне посчастливилось работать в небольшом отделе. Это позволило мне наблюдать за работой Уильяма Робинсона, главой отдела того времени. Он научил меня тому, что я знаю сегодня, а именно – на что нужно обращать внимание на лицевой стороне ковра, но, что более важно, что спрятано с изнаночной.
— Christie’s специализируется на антикварных коврах, сотканных вручную с использованием натуральных красителей. Поэтому в моей повседневной работе обращение к современным коврам ограничено. Для меня классические ковры прошлых веков служат источником вдохновения для современных изделий. Некоторые антикварные ковры были изготовлены настолько хорошо, что многие образцы сохранились в очень приличном состоянии, и я полагаю, что они останутся «классикой» будущего.
— Декоративный рынок определяет цену. Ковры, сотканные начиная с конца 19 века, потеряли свою привлекательность, поскольку не отвечают современным трендам. В последнее десятилетие более темные ковры (такие как «махалы», «саруки» или «керманы») сложно продавать, поскольку они не подходят для светлых современных интерьеров. Все тенденции носят цикличный характер, вкусы меняются, и мы наблюдаем возрождение интереса к коврам с более богатой палитрой, которые можно сочетать с обоями, шторами и тканями. Все это вызывает новый всплеск интереса к сегодняшним интерьерам.
Наши клиенты очень разборчивы, и это проявляется в качестве ковров, которые они предпочитают. Мы очень тщательно проверяем наш ассортимент, стремясь предложить нашим клиентам редкие и необычные образцы, которые не подвергались серьезной реставрации и оцениваются в соответствии с текущими ценами рынка. Если это возможно, аукцион должен состоять из различных частей, которые отвечают вкусам как коллекционеров классических ковров (это изделия конца 15-18 веков, а также конца 19 и начала 20 веков), так и вкусам дизайнеров и частных покупателей, которые хотят украсить свои дома. Если у ковра подходящий дизайн, приятная палитра и приемлемое состояние, то наши клиенты уверены в том, что мы предлагаем.
— Что мне больше всего нравится в Christie’s, так это то, что ни один день не похож на предыдущий. Мы проводим два крупных аукциона в год, где я ищу, составляю каталоги, выставляю и продаю ковры. Обычно я много путешествую по работе, однако во время пандемии это было сложно. Чтобы организовать хорошую сделку, требуется несколько месяцев, а на поиск ключевых позиций могут уйти годы. Помимо аукционов, Christie’s занимается частной продажей ценных ковров для клиентов, которые предпочитают не участвовать в публичных аукционах. Я также осуществляю оценку крупных коллекций для отдела международной недвижимости и оценки, как для частных лиц, так и для крупных организаций.
— С тех пор, как в 2014 году я стала главой отдела восточных ковров, продажи увеличились. Christie’s остается ведущим международным аукционным домом в этой области, и мы продолжаем устанавливать мировые аукционные рекорды в продаже шедевров искусства. Одно из произведений искусства, которое мы имеем честь выставить на аукцион, – великолепный тронный ковер «Дракон» императора Мин. Он был соткан в XVI веке, вероятно, в Пекине, для одного из залов Запретного города. Этот ковер использовался Императором специально для трона. Двойные драконы, преследующие пылающую жемчужину над пенящимися волнами и под плывущими облаками, символизируют важность Императора как «Сына Неба», который, как считалось, связывал этот мир и небеса. Это произведение искусства – редкий сохранившийся экземпляр, который был выставлен на продажу на парижской выставке «Выдающиеся торги» 23 ноября 2021 года (ред.: продан за 6 881 000 евро).
— Недавно мне посчастливилось работать с двумя коврами эпохи Сефевидов, которые поступили на продажу в 2019 году. Это были ковры «Полонез», выполненные из шелка и металлической нити. Несмотря на то, что ковры не являются парой, скорее всего, хранились они вместе и были сотканы в начале 17 века. Изготовленные во время правления Персидского шаха Аббаса в придворных мастерских Исфахана, они были подарены Августу Сильному, саксонскому курфюрсту и будущему королю Польши, который, в свою очередь, подарил их графу Лотару Францу фон Шёнборну, архиканцлеру Священной Римской Империи. Около 300 лет ковры хранились в княжеском дворце графов Шенборн-Визентхайд в Баварии, пока в 1970-х годах они не были переданы в аренду Музею Онтарио в Канаде, но так и не были выставлены. На нашем аукционе каждый ковер был продан по цене свыше 3 000 000 фунтов стерлингов, что стало новым аукционным рекордом для ковра «Полонез».
— Довольно трудно понять, покупаете ли вы настоящий старинный ковер. Лучше всего приобретать ковер, сотканный с использованием натуральных красителей, поскольку они более устойчивы и имеют лучшую насыщенность, чем многие синтетические красители, представленные после 1870 года. Если палитра включает ярко-розовый, светящийся или пыльный оранжевый, тускло-серый с розовато-лиловым оттенком (фуксин) – это явные признаки того, что ковер соткан с помощью анилиновых красок, и их лучше избегать.
Важно, чтобы ковер не уменьшился в размерах при реставрации, и если была реставрация, то она должна быть профессиональной. Реставрация ворса или реставрированная структура не должны быть заметны и должны хорошо сочетаться по цвету с исходной палитрой шерсти. Не тонируйте ковер. Это ленивая форма восстановления, когда наносятся чернила, чтобы замаскировать изношенные участки. При стирке ковра это может привести к тому, что чернила растекутся.
— Во-первых, мне нужно установить, где и когда ковер был соткан. Затем нужно принять во внимание другие факторы, такие как редкость и происхождение. Был ли он в частном владении, выставлялся ли он когда-либо или публиковался? Насколько он привлекателен? Насколько гармоничен, необычен или каноничен дизайн ковра? Есть несколько легко узнаваемых дизайнов, например, «Лотто». Каков возраст ковра? Сочетаются ли цвета? Если нет, то почему? Они тусклые от грязи или «унылые», потому что это синтетические красители? Был ли ковер реставрирован, и если да, то что было сделано и насколько хорошо? Я обращаю внимание на все эти аспекты, однако, как правило, профессионал может за считанные секунды отличить плохой ковер от хорошего.
— Никогда неизвестно, кто позвонит или напишет. Несмотря на то, что существует множество ковров, которые, к сожалению, не совсем соответствуют нашим критериям, но все же «охота» на них – приятный процесс.
— Коллекция ранних исторических ковров и их фрагментов Пол Дига собиралась почти 40 лет, начиная с 1960-х годов. Диг, немецкий химик, много путешествовал по Ближнему Востоку, и особенно его привлекала Анатолия. Это отражается в коллекции ковров через яркие цвета и канонический дизайн. Большинство изделий было куплено с помощью известных посредников того времени, таких как Питер Баусбак, Эберхарт Херрманн и Ульрих Шурманн. Яркими примерами, несомненно, являются небольшой медальонный Ушакский ковер конца 16 века, фрагмент редкого центральноанатолийского ковра с пятнистым полем, чудесный сумак «Дракон», дамасский ковер «Шахматная доска». Угловой фрагмент ковра из Исфахана обладает яркой палитрой, как и фрагмент каймы Ушака, который имеет прекрасную палитру и рисунок. Это замечательная коллекция, в которой есть изделия для опытных коллекционеров, а также для тех, кто еще только собирается приобрести небольшой кусочек истории.
— За короткий период пандемия изменила рынок искусства и режим нашей работы. Клиенты, которые не могут приехать на аукционы, охотнее покупают изделия, которые не видели вживую. Мы общаемся с клиентами по электронной почте и телефону, а также через Zoom, Teams, FaceTime. Мы отправляем короткие видеоролики с рассказом об интересных экспонатах. Мы расширили наши онлайн-возможности, предоставляя изображения с высоким разрешением, масштабированные рисунки, изображения с супер-увеличением и видеоконтент, который можно отправить по электронной почте, увидеть на нашем веб-сайте и в социальных сетях. Мир стал меньше, а процесс покупки стал проще.
Разумно начать с хорошей литературы по этой теме. Для новичка я бы посоветовала следующие книги: Jon Thompson, Carpet Magic, London 1983, Ian Bennett, Rugs and Carpets of the World, NY 1994, P.R. Ford, Oriental Carpet Design, London 2008.
Посещайте веб-страницы музеев. Например, музей Виктории и Альберта провел обширную работу по каталогизации и фотографированию экспонатов. Многие из них не выставлены, но вы можете увидеть их в Интернете. Аукционные каталоги – хороший способ познакомиться с различными видами плетения. Посещайте аукционы, где вы можете поближе познакомиться и даже потрогать экспонаты, что невозможно сделать в музее. У новых коллекционеров есть много возможностей начать знакомство с одним из древнейших и дошедших до наших дней видов искусства.