Вернуться на главную

Ковры эпохи Каджаров. Возрождение великого прошлого.

В мае 2021 года Государственный музей Востока открывает большой выставочный проект «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров». Об интереснейшей экспозиции рассказывает куратор выставки Полина Коротчикова, научный сотрудник отдела искусства народов Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии.

Впервые в России в одном пространстве будет собрано более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока: произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани, манускрипты и оружие. Выставка будет дополнена историческими документами из Государственного Архива РФ, экспонатами из фонда Марджани, а также фотоматериалами из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов никогда не покидала фонды музея и выставляется впервые.

Кураторы поставили целью представить публике все грани развития иранского общества конца XVIII-начала XX вв., разбив экспозицию на тематические блоки «Война и охота», «Быт и повседневность», «Религия и мистицизм», «Династия» и другие. Среди памятников искусства, представленных на выставке, особое место уделено коврам.

Ковер «108 великих правителей Ирана и Султан Ахмад»

Династия Каджаров пришла к власти в последней четверти XVIII в. и столкнулась с целым рядом экономических и политических проблем. К середине XIX в. шахам удалось завершить объединение страны, но последствия русско-персидских войн, сложные отношения с Британией, смуты и упадок промышленности поставили Иран в подчиненное положение относительно европейских стран и капиталовложений. В то же время, каджарская эпоха – время осознания важности и ценности образования и культуры, подъема многих практически исчезнувших отраслей производства. Здесь также не обошлось без противоречивого европейского влияния, ведь удачи и прорывы в подъеме иранской промышленности происходили при активнейшем содействии или под эгидой европейских предпринимателей. Наиболее знаменитый пример – персидские ковры, звездный час которых к XVIII в. прошел, а сама организация мастерских по семейному принципу, помноженная на трудоемкость производства каждого образца, не могла выдержать экономических реалий.

Но в 1873 году на Всемирной выставке в Вене посетители познакомились с иранскими коврами сефевидского времени, вызвавшими живой интерес и целый бум моды на ковры среди европейских потребителей, и как следствие – у предпринимателей. В возрождении ковроделия на территории Ирана участвовал ряд компаний, самая известная из которых – британо-шведская Ziegler&Co. Она открыла свое производство в Султанабаде, организовав централизованную систему контроля качества, дизайна, а далее – экспорта изделий. Вскоре на производстве было занято уже около 10 тыс. человек, а очевидная прибыльность производства привела к возрождению отрасли в целом: ковровые мануфактуры стали открываться в Тебризе, Кермане, Кашане, Мешхеде; появился целый ряд деревенских фабрик.

Феномен подобного рода фабрик, созданных для удовлетворения нужд европейского рынка, заключался в сложной и двусторонней схеме влияния на дизайн изделий. При согласовании технических характеристик ковров предприниматели и коллекционеры транслировали свои представления и запросы персидским мастерам. В результате тиражирования художественные схемы становились привычными и воспринимались как аутентичные. Другими словами, европейские представления о восточном искусстве становились и персидскими, превращая сферу экспортных ремесел Каджаров в сложный сплав реального и идеального, традиционного и привнесенного. Феномен каджарского искусства и культуры в целом – в единстве тематической и стилистической канвы произведений, в абсолютно узнаваемой самобытной манере, единой для всех областей приложения художественных сил: от парадных портретов до изразцов и лаковых шкатулок. Яркие и декоративные, лубочные, порой балансирующие на грани китча произведения в каджарском стиле иллюстрируют попытку сочетать несочетаемое – прогресс и традицию, европеизацию и самобытность. Ковры, дизайн которых изначально ориентировался как на экспорт, так и на вкусы местного рынка, стали наиболее показательным звеном этого процесса. Их дизайн, особенно фигуративные композиции, можно условно разделить на несколько категорий: имитации ковров сефевидского времени, исторические и мифологические портреты, литературные сюжеты, копии древних рельефов.

Ковер «Нур Али Шах», Керман, Иран. Конец XIX — начало XX вв.

Обращение к орнаментам сефевидской эпохи (1501-1722) – времени наивысшего расцвета ковроделия в Иране – было, похоже, ориентировано на вкусы западных покупателей. Цветочные композиции и сцены охоты часто воспроизводились по прорисовкам и каталогам, а сами изделия подвергались дополнительному искусственному состариванию.

Ковры с иллюстрациями к литературным произведениям были особенно любимы на внутреннем рынке. Чаще и активнее всего иллюстрировали наиболее известные сюжеты из знаменитых поэм «Шах-наме» Фирдоуси и «Хамсе» Низами. Таков, например, представленный на выставке ковер с изображением пира Хосрова и Ширин. Герои изображены в полный рост, их фигуры занимают все центральное поле ковра. Подобное выделение нескольких, а чаще одного персонажа совершенно не случайно и стало приметой ковров XIX в. Каджарская эпоха – время активного развития в Иране станковой портретной живописи, влияние которой на другие области производства было всеобъемлюще: портретные изображения появлялись на лаковых пеналах, стеклянных и керамических сосудах… Не были исключением и ковры. Композиция с одним центральным персонажем могла включать как изображения исторических героев (например, ковер с портретом Ануширвана Великолепного и Аббаса Великого, представленные на выставке), так и членов действующей династии.

Во второй половине XIX в. композиции часто копировались с фотографий. В этом контексте любопытен ковер с портретом последнего шаха каджарской династии Ахмад Шаха (1909-1925). Юный монарх представлен сидящим в кресле в парадной одежде: он смотрит на зрителя так, как он делал бы это, позируя фотографу. Занимательно, что ковер выполнен в Карабахе, за границами Ирана: карабахские мастера часто работали, исходя из вкусов и требований заказчиков.

Однако каджарские мастера не останавливались на одиночных портретах и шли дальше, создавая целые многофигурные композиции. Подобными изделиями славились художники Кермана. Возможно, вдохновением для них служили европейские изделия. На их основе была разработана, например, композиция с изображением великих людей мира. А по аналогии с ней была создана еще одна, представленная на выставке – 108 шахов Ирана. Открывает ряд правителей Каюмарс, легендарный отец людей древности, описанный в поэме «Шах-наме» Фирдоуси. А заканчивает список уже упомянутый Ахмад Шах, последний представитель династии Каджаров. Правители конца XIX-нач. XX вв. скопированы с фотографий, некоторые, наиболее известные, воспроизведены по существующим историческим изданиям, а облик большинства стал личным решением художника.

Еще одной областью вдохновения керманских мастеров стало великое прошлое Персии: на коврах воспроизводились древние рельефы. Взлет интереса к знаменитым династиям древности, особенно Ахеменедам, был частично обусловлен имперскими притязаниями шахов новой династии, которые стремились легитимизировать свою власть. Частично же – исследованиями европейских археологов, активно изучавших памятники в окрестностях Шираза.

Ковровое искусства Ирана эпохи Каджаров, без преувеличения, можно считать наиболее характерной и показательной областью, впитавшей все тенденции и веяния своего времени: европоцентризм и восхищение национальным прошлым, взлет портретного жанра, яркость и лубочность изображений. А активное участие западных капиталов и вкусов в формировании определенных областей промышленности привело к созданию продукции, которую можно считать своеобразным взглядом мастеров-иранцев на свою художественную традицию глазами европейцев.

iporn tv.com kokaporn.mobi video blue bf 香澄はるか 無修正 javsearch.mobi av女優 美乳 hindvido pakistanipornx.net xxx india vidio xnxx babhi indianfuckingclips.com hclips.com طيز زوجتي bdsmpornvideos.net نسوان عريانة افلام نيك xxx pornforlife.org نيك بنات اسرائيل indian latest fuck japaneseporntrends.com siskatv хентай фемдом hentaihooked.com boku no yayoisan دارين حمزة سكس gekso.org سكس مصرية محجبة andhra college sex eroanal.net husband wife sexy اجمل كس freepornarabsex.com aflamk1net xhemster.com homemadeporntrends.com kiara advani porn assamis sex com flyporntube.net desi hot blog お 持ち帰り sex javvideos.net 朝桐 光 موقع نيك مصرى pornoamil.com سكس حراميه