Ковроделие является одним из ведущих ремесел Дагестана. Научный сотрудник Дербентского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гулаймат Юсуфова расскажет о том, как родилось и развивалось это изумительное искусство, какие техники использовались мастерицами, что символизируют сложнейшие орнаменты дагестанских ковров и о многом другом.
Истоки зарождения и развития искусства ворсового ковроделия Дагестана уходят своими корнями в глубину веков. Точной даты возникновения ковроделия в Дагестане указать нельзя, но известно, что человек древних поселений Дагестана начал заниматься ткачеством примерно в 3-2 тыс. до н.э. Это подтверждают многочисленные археологические находки в виде фрагментов керамики с отпечатками полотна, различные по форме пряслица из могильников эпохи бронзы (2-е тыс. до н.э.) и железа (1 тыс. до н.э.) в Южном Дагестане, а также тлен от шерстяной подстилки из Паласасыртского могильника (IV-VI вв.н.э.), использованной в погребальном обряде.
Античные авторы – Геродот, Страбон, Плиний Старший – в своих трудах упоминают о широком распространении ковровых изделий у народов Кавказа. В арабских источниках ХI-ХII вв. авторы рассказывают об использовании на территории Кавказской Албании природных красителей – марены и шафрана. Еще в ХIХ в. марена в большом количестве выращивалась в окрестностях Дербента и была главным продуктом экспорта во многие страны.
В ХIХ в. марена в течение трех десятилетий была ведущей отраслью хозяйства в Дербенте и ближайших к нему селениях. В связи с ростом потребностей русской промышленности в марене, а также для того, чтобы дагестанская марена по своим качествам не уступала европейскому краппу, в 1863 году в Дербенте была открыта краповая фабрика по промышленной обработке марены и получению из неё красителя. Она стала первым фабричным предприятием на территории Дагестана.
Развитию ремесел, связанных с обработкой шерсти на территории Дагестана, способствовало много факторов. В первую очередь это суровый климат, требующий утепления каменных стен и земляных полов в жилище, изобилие местного сырья (шерсти и натуральных красителей), а также большое количество свободных женских рук в осенне зимний период. Наряду с ковроделием, успешно развивались такие женские ремесла, как узорное вязание, суконный и бурочный промысел, вышивка золотыми и шелковыми нитями, плетение кружева, кистей и галуна и т.д. Однако ведущая роль принадлежала производству ковров и ковровых изделий.
Создание ковра или даже небольшого изделия – очень трудоемкий процесс. В отличие от других видов народного искусства, где существовало определенное разделение труда, в ковроткачестве дагестанка все делала сама, начиная с приготовления пряжи.
Для ковра использовалась шерсть осенней и весенней стрижки, которую мыли, сушили, перебирали, затем трепали и расчесывали, скручивали пряжу, которую окрашивали натуральными красителями в разные цвета и оттенки.
Излюбленными цветами, используемыми в ковроделии дагестанских мастериц, были красный и синий, символизирующие основные природные стихии. Необходимые цвета и оттенки ковровщицы получали из листьев, коры, корней и плодов различных растений. Красный цвет и его оттенки – от светло-розового до малинового – давала марена. Синий цвет получали из привозного индиго. Желтый добывали из луковой шелухи, коры барбариса, зверобоя, душицы, ромашки. Для получения зеленого цвета желтую пряжу окрашивали синим. Особенно много оттенков, от светло-желтого до буро-коричневого, можно было получить из кожуры грецкого ореха. Белая шерсть иногда не красилась, а использовалась в натуральном виде.
Для ткачества применялся обычный для Дагестана станок, состоящий из вертикальных столбов и поперечных осей. Обычно он устанавливался в слегка наклонном положении. Нередко процесс создания ковра сопровождался посиделками, песнями, рассказами. А после завершения работы станок накрывали какой-либо тканью или разбирали и прятали до следующего раза, ибо существовало поверье, что станок на должен стоять пустым.
Ковры и ковровые изделия выполняли самые разнообразные функции в доме. Их использовали для покрытия глиняного или каменного пола и утепления каменных стен жилища, на них развешивали старинное оружие. А так как в мусульманском доме мебели практически не было, ковры заменяли ее. Для отдыха и как небольшие подушки под локоть использовались «мутаки», в горных условиях широко использовались переметные сумы – «хурджины», разнообразные мешки для переноски тяжестей «мафраши», «чувалы». Для ношения кувшинов ткались узорные ленты, при совершении молитвы применялись небольшие коврики-намазлыки. Ковры сопровождали человека в течение всей жизни: специальными накидками покрывали люльку с младенцем, они входили в приданное невесты и использовали в свадебном обряде, закрывая невесту от чужих глаз. На праздничном мероприятии ковер обозначал место, предназначенное для почетных гостей. В погребальном обряде ковры до сих пор являются необходимым атрибутом. На ковер кладут умершего, им покрывают траурные носилки и тело усопшего.
В интерьерах городских домов дагестанских аристократов и предпринимателей ХIХ века, несмотря на появление европейской мебели, наряду с дорогим оружием присутствовали дагестанские ковры. Традиция использовать ковры в городском интерьере сохранилась в дагестанских домах до конца 1990-х годов, где ковры не только утепляли и украшали пол и стены в каждой комнате, но и демонстрировали состоятельность владельца.
Ковры и сегодня по-прежнему остаются одним из важнейших атрибутов торжественных мероприятий.
Дагестанские ковры по технике изготовления можно разделить на четыре группы:
Наиболее популярным видом ковроткачества у дагестанцев являлось безворсовое: оно было развито практически у всех народов Дагестана. Для создания разнообразных изделий – от паласов до лент для кувшинов – использовались техники джеджим и килим. Они вырабатываются по всему Дагестану из конопли, хлопка и шерсти. Паласы отличаются слегка усложненным рисунком. В них вводятся узорные полосы с геометрическим орнаментом, которые чередуются с гладкими. Такие паласы производятся в аварском селении Корода и лакском селении Балхар («туруты»). Подобная композиция переносится мастерицами и на мелкие изделия, выполняемые в этих регионах – сумки, хурджины, водоносные ленты.
Для лакцев и лезгин характерны яркие красочные «килимы» (именно этот вид паласов в Дагестане называют килимом) с многократно повторенным элементом – шестиугольным медальоном, так называемый «ширван-килим».
Последовательно расположенные фигуры образуют ряды – полосы, которые и составляют композицию ковра. Для них также характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля. Килимы этого типа производятся с зазорами и со сцеплением утков.
В предгорных и горных районах центрального Дагестана были широко распространены килимы, называемые «давагин» у аварцев и «дум» у кумыков. Подобные килимы являлись непременным атрибутом аварского и кумыкского домов. При сравнительно небольшой ширине они имели большую длину до 6-7 метров и закрывали две или даже три стены традиционного горского жилища.
Композиция таких ковров достаточно устойчива. Обычно на синем фоне в один, два или три ряда в шахматном порядке располагаются красные (в думах иногда желтые, зеленые, коричневые) медальоны. Их сложный, изрезанный силуэт иногда имеет до десяти и более ответвлений, напоминающих длинные птичьи шеи. Некоторые исследователи насчитывают до 25 местных наименований медальонов этих паласов. Кроме традиционных элементов, во многих элементах встречаются уникальные орнаменты с изображением «древа жизни», рук, «драконов», жирафа, верблюдов, коней и т.п. Многие ковры датированы годами хиджры, некоторые имеют арабские надписи с именами ковровщиц или заказчика.
Одним из интереснейших видов безворсового дагестанского ковра является так называемый «супрадум». Техника его аналогична технике давагина. Производились они в с. Чиркей и обычно имели до 5-7 м длины. Орнамент супрадума отличается своеобразной композицией. Обычно на красном или темно-бордовом поле располагаются в ряд несколько синих восьмиугольных медальонов с небольшим «озерцом» в центре каждого. Основное поле и медальоны заполнены антропоморфными фигурами, разнообразными архаичными знаками, растительным орнаментом. Для супрадума характерна традиционная для аварского ковроткачества простая и лаконичная цветовая гамма: красный, синий, белый или их оттенки, причем ковры конца XIX века отличаются более светлыми красками. Иногда в восьмиугольный медальон вводятся белые «молнии».
К безворсовым односторонним коврам относится один из популярнейших в Дагестане видов ковра – «сумах», изготовляемый в южном Дагестане и некоторых районах Азербайджана. Сумахи отличаются большой оригинальностью, высокими утилитарными и художественными качествами. Ими застилают пол, и поэтому они обычно делаются большого размера. Сумахи выполняются способом попарной обвивки нитей основы композиционной ниткой в виде «косичек» и проведения утка между ними. Сумах очень плотен, не собирает пыли, в то же время мягок и пружинист, благодаря «подковровому» нижнему слою, который образуется благодаря выпускаемым наизнанку концам композиционной нитки. Это же сообщает сумахам малую теплопроводность – качество, крайне необходимое при земляных и каменных полах дагестанских жилищ старого типа. Благодаря необычной технике и орнаменту, сумахи и по сей день широко бытуют в дагестанских домах. В прошлом на сумах можно было выменять хорошего коня или корову.
Орнамент сумахов преимущественно носит геометрический характер и состоит из трех крупных центральных медальонов или множества более мелких, расположенных в шахматном порядке. Композиции сумахов довольно разнообразны, нередко в орнаменте встречаются антропоморфные и зооморфные элементы, есть композиция, трактуемая местными мастерицами как «дракон» или «спящий дракон» и т.д. Встречается композиция в виде пяти небольших ковриков типа «намазлык», расположенных на одном ковре. Колорит основан на мягких сочетаниях кирпично-красных, коричневых, синих, белых, оранжевых тонов. К сожалению, во второй половине XX века мастерицы используют в своих коврах две композиции: решетчатую и состоящую из трех медальонов. Изменилась и цветовая гамма, преобладающими стали синий, бордовый, серый.
Следующую большую группу ковров составляют ворсовые ковры. Выполняются ворсовые ковры способом узловязания – гиордес. Мастерица после завязывания узла отрезает пряжу специальным ножом, определяя высоту ворса в зависимости от качества нити. В Дагестане существует несколько центров ворсового ковроделия. И хотя ворсовые ковры средней и низкой плотности для собственных нужд ткали и на кумыкской плоскости, и в центральном нагорном Дагестане у аварцев, но только южно-дагестанские (табасаранские) ковры получили международное признание. С ворсовыми коврами у южнодагестанских народов связано много поверий и красивых традиций. Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки. И если в семье много девочек, значит, там будет много ковров, будет и достаток.
По орнаменту в свое время была проведена классификация дагестанских ворсовых ковров, и были выделены 11 основных типов ковров, получивших название по наименованию населенного пункта, где вырабатывались ковры с характерным для данной местности орнаментом. В Южном Дагестане насчитывается 8 таких типов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». К северной группе ворсовых ковров относятся аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». На данный момент эта классификация немного устарела и применима, в основном, к старым коврам, а не к современным. Сейчас не наблюдается такого жесткого орнаментального разграничения, и в Южном Дагестане в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка, а их названия обозначают лишь традиционный орнамент.
Можно выделить общие закономерности композиции дагестанских ворсовых ковров, как, например, замкнутость композиции, наличие центрального поля, бордюра, нечетное количество каймов. Популярны ковры с такими традиционными рисунками как «Ерси», чью композицию связывают с с. Ерси, «Чере» или «Чаргюль», «Сафар», местная трактовка которого связывает его происхождение с именем ковровщицы Сафар. Рисунок «Бурмы» или «Перебедиля» (по названию с. Перебедиль в Азербайджане) трактуется местными мастерицами как изображение двух противостоящих войск. Причем один элемент может иметь разные названия: у одной мастерицы он называется «боевой слон», у другой – «улитка». «Тапанча» считается изображением рукоятей старинных кремневых пистолетов; «Мерхер» означает «Сани»; «Патнуси» – от русского слова «поднос»; «Гасанкала» по названию крепости; «Джакул» означает «кукла», «Хоросан» – от названия древнего иранского города.
Небольшую, но не менее интересную и разнообразную группу дагестанских ковров представляют собой войлочные ковры. Производство войлока относится к одному из древнейших промыслов и развито преимущественно в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи. Однако до недавнего времени войлочные ковры были неотъемлемой частью приданого невесты у аварцев, кумыков и ногайцев. Аварцы и кумыки производили прорезные войлоки – арбабаши. Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой, и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивался в фон другого; в конечном счете, получается арбабаш с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными плавными очертаниями, напоминающий орнамент ювелирных украшений. Ногайские войлочные ковры – кийизы, в отличие от арбабашей, выполнялись из неокрашенной шерсти, по которой разноцветными шерстяными нитками вышивались традиционные орнаменты. Иногда в орнамент вводилось изображение родовой тамги.
Веками народные умельцы создавали произведения, в которых сочетались изысканное поэтическое воображение и реализм, воплощалось извечное стремление к совершенству и добру. Известный азербайджанский писатель, режиссер Анар в своем эссе «Мудрость ковра» писал: «Ковер – дитя, рождающееся от соприкосновения человека с землей, природой, от умения Творца из тысячи компонентов флоры и фауны создать необычайный феномен цивилизации – явления быта, культуры, искусства. И пусть какого-нибудь эстета покоробит сведение о том, что прочность красок ковра достигается добавлением в раствор не только яичного желтка, но и болотного ила и коровьей мочи. Все эти, даже неблагозвучные, элементы вносят свою долю в создание Ковра – великого искусства, передаваемого из поколения в поколение».
В Дербентском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в здании Армяно григорианской церкви, построенной в 1860 году по проекту армянского просветителя Габриэля Сундукяна, размещена экспозиция – «Музей ковра и декоративно прикладного искусства Дагестана». Экспонаты музея из фондов «Дербентского музея-заповедника»: коллекция «ковры, ковровые изделия и мягкий инвентарь», которые составляет 318 экспонатов. В коллекцию входят ворсовые ковры – 45 экспонатов, сумахи – 46 экспонатов, паласы двухсторонние – 15 экспонатов, хурджины, насидельники, подушки – 32 экспоната, мягкий инвентарь – 180 экспонатов.
В коллекцию входят ковры Южного Дагестана, Северного Азербайджана, Северного Дагестана и Туркмении. Ковры в основном датируются концом ХIХ- нач. ХХ вв. Наиболее старинные из них – это ворсовый ковер «Микрах», «Древо жизни» и намазлык с изображением «буты».
Уходящее своими корнями в глубокую древность искусство ковроделия не оставит нас равнодушными и в третьем тысячелетии. И сегодня ковры наших прадедов выглядят современно и авангардно, служат источником вдохновения для молодого поколения мастеров.