Широта и многообразие ковровой коллекции Государственного музея Востока по-настоящему впечатляют, позволяя проследить всю глубину и многомерность истории развития коврового искусства. О наиболее ярких экземплярах музейного собрания, об их роли в различных культурах, об удивительной красоте восточных ковров рассказывает Екатерина Шинкарева.
В фондах Государственного музея Востока хранится большая и ценная коллекция ковров и ковровых изделий из всех основных ковроткаческих регионов: Ирана, Турции, Афганистана, Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Китая и Восточного Туркестана. Восточные ковры имеют как декоративное, так и функциональное назначение: они играют важнейшую роль в формировании внутреннего пространства и даже внешнего облика жилища, они являются неотъемлемой частью быта и одновременно его украшением – сложным художественным изделием с традиционным орнаментом, созданным в кропотливой трудоемкой технике.
В музейном собрании представлены различные виды восточных ковровых изделий – более двух тысяч единиц хранения, в основном произведенных в 18-20 веках.
С момента образования Государственного музея Востока (первое название музея – Ars Asiatica) в 1918 году в его фонды, как и в другие вновь созданные художественные учреждения, поступали экспонаты из переставших существовать после революции музеев, из частных и общественных художественных собраний, из торговых компаний.
С 1940-х годов началась целенаправленная экспедиционная работа по закупке произведений традиционного искусства народов Средней Азии и Кавказа. Особенно активно закупочные экспедиции проводились в 1970-80-е годы. Результатом их работы было заметное расширение ковровых фондов музея.
В 1960-90-е годы значительно увеличились все коллекции музея, сформировались новые собрания. Произведения искусства поступали из государственных учреждений, главным образом из баз Госфондов и таможен, покупались у частных коллекционеров и владельцев через Государственную и Музейную закупочную комиссии.
Так, во многом случайно, сложились музейные ковровые коллекции, что не помешало созданию достаточно интересного и ценного с научной и художественной точки зрения собрания.
В музее хранится около 80 персидских ковров. Основная часть датируется 19-началом 20 века. Несколько персидских ковров, представляющих безусловную ценность, были среди первых предметов, поступивших в музей. Два так называемых «полонеза» конца 16-начала 17 в. из коллекции знаменитого мецената П. И. Щукина (1853-1912) до передачи хранились в Государственном историческом музее. Такие ковры с тончайшим шелковым ворсом и с парчовыми узорами из серебряных и золотых нитей изготавливались для шахов и европейских королей в мастерских Исфахана, Йезде и Кашана. Небольшие прямоугольные ковры составлены из нескольких фрагментов, обшитых узкой серебряной тесьмой. Один из этих ковров выставлен в постоянной экспозиции, посвященной искусству Ирана (инв. № 624 II, 1564 II).
В 1919 году в музей поступил прекрасный тебризский ковер 18-го века с изображениями животных. В орнаменте центрального поля зеркально повторяются узоры из ваз и побегов, оплетающих фигурки львов, собак, попугаев и горных козлов (инв. № 394 II).
Один из главных шедевров исламского искусства в музейной коллекции персидских ковров – это так называемый «могольский» ковер: непревзойденный образец изысканного тончайшего узора из мелких изящных цветов, равномерно заполняющих основное поле, сотканный искусными иранскими мастерами в 17 в. Композиция легко читается, благодаря богатой колористической гамме: одиннадцать живописно соединенных цветов создают впечатление бесконечного разнообразия оттенков, благодаря плавному изменению тонов фона и переходам одного цвета в другой. Создается впечатление, что раппортный узор ковра не имеет границ: иллюзия бесконечного развития узора в пространстве достигается удивительным разнообразием цветочных форм и нюансов красок. Этот эффект усиливается дымчато серым цветом каймы – легким и воздушным. Виртуозна и техника ткачества этого ковра: шелковые нити основы, утка и ворса настолько тонки, что невозможно не восхититься мастерством его создателей (инв № 3876 II).
Молитвенный ковер начала 18 века, изготовленный в мастерских Кермана, не уступает могольским коврам ни в тонкости рисунка, ни в изысканности оттенков. По центральному полю ковра многократно повторяется цветочный узор, заключенный в пальметты. Узкие поля между всеми элементами орнамента заполнены мельчайшими цветами. В вершине высокой и широкой михрабной арки размещен белый картуш с черной вязью арабских букв. Очень тонкие нити основы и утка, низкая стрижка ворса, чрезвычайная плотность ткачества, высочайший профессионализм во всех процессах – от разработки орнамента и окраски нитей и ткачества – не вызывают сомнений в принадлежности его к образцам придворного коврового искусства (инв № 5300 II).
В числе шедевров коллекции надо назвать и ковер со сценами охоты и с изображением трапезы ангелов в кайме. Эта схема расположения изобразительных мотивов соответствует композициям знаменитых «охотничьих» ковров Сефевидов. Ковер был соткан в 18 веке в Исфахане (инв. № 1958 II). Еще один роскошный «охотничий ковер» был создан по заказу Ост-Индской компании как копия ковра эпохи императора Акбара. Несколько подобных ковров было произведено в Кашмире в конце 18 века. В верхней части центрального поля изображены дворцовые павильоны и люди в них, ниже – сцена возвращения с охоты, в центре которой повозка с ручным гепардом. В нижней части ковра изображены фантастические животные: лев с головой слона и птица симург. Пространство между ними заполнено изображениями звериного гона и сценами терзания, а также стилизованными листьями и цветами (инв № 10148 II).
Ядром турецкой коллекции являются молитвенные ковры «намазлыки». Самые ранние из них – классический красно-сине-белый ковер из Гердеса и охристый ковер из Мелеса – датируются 18 веком. Намазлыки 19 века происходят из султанских мастерских г. Хереке, где производились ковры с шелковой, металлической и хлопчатобумажной нитью, имитирующие знаменитые иранские придворные ковры.
Самая многочисленная ковровая коллекция – кавказская. В ней почти 900 экспонатов, большую часть которых составляют ковры восточного Закавказья. Ковры Кавказа разнообразны по размерам, формам, назначению, технике исполнения. Они сотканы мастерицами различных этнических групп и происходят из разных ковроткаческих центров, как сельских, так и городских. Все они изготовлены не ранее 18 века, в основном, в 19 веке, и во всей полноте представляют последний этап развития традиционного ковроткачества. В коллекции есть несколько ковров, которые могут быть датированы 18-началом 19 века – это произведения шахских мастерских, по некоторым источникам существовавших в Кубе и Шуше в 18 веке, возможно, они были сотканы по образцам этих ковров немного позже. Это низковорсовые ковры большого размера на хлопчатобумажной основе, в мастерски разработанной цветочной композиции и колористике которых чувствуется профессионализм художника, хорошо знакомого с иранскими образцами.
В узорах ковров кавказской коллекции в полной мере отразилась эстетика народного искусства. Ковры сотканы сельскими мастерицами из разных сел, каждое из которых представляло собой своеобразный центр ковроткачества. В орнаментах, образах, композициях ковров из разных районов Восточного Закавказья воплощались различные этапы политической и культурной истории этого региона. В строгих монументальных геометризованных орнаментах ковров Казаха и Гянджи нашла выражение стилистика искусства скотоводов-кочевников с ее архаичной строгостью и простотой композиций. В сложных растительных узорах ковров Кубы, Ширвана, Баку, отчасти Карабаха читаются традиции исламского искусства, привнесенного сюда иранским культурным влиянием.
Значительную часть ковровой коллекции Кавказа составляет группа безворсовых ковровых изделий различных техник ткачества – это сумахи, килимы, мафраши, хурджины, попоны, завесы. В этих изделиях, происходящих из глубин народного быта, сохранились наиболее древние образы и архаичные орнаментальные мотивы доисламского времени.
Среднеазиатская ковровая коллекция музея насчитывает более 700 предметов. Основная ее часть – это произведения туркменских мастеров из племен салоров, сарыков, текинцев, иомудов, эрсаринцев, высокого художественного уровня, созданные в 19 веке. В нашем собрании представлен весь комплекс ковровых изделий, служивших для оборудования традиционного жилища юрты (постилочные ковры, разного рода завесы входа в юрту, ленты для скрепления и украшения жердей, мешки и сумки для домашней утвари) и убранства вьючных животных (попоны на лошадей, коврики на бока верблюдов, наголовные и наколенные украшения, поводы, чехлы). Особое место в этой коллекции занимают несколько предметов, отличающихся совершенством техники исполнения, утонченностью узоров и колорита. Это шедевр текинского ковроткачества – свадебная попона для верблюда «асмалдык» первой половины 19 века, в сложном узоре которой сплетаются зооморфные и растительные мотивы. Мастера достигли высокой плотности ткачества с очень коротким ворсом (инв. № 1085 III). Не менее ценны фрагменты салорских вещевых мешков «чувалов» 18 века (инв. №№ 2813 III, 2814 III) и текинский коврик для завешивания порога юрты «гермеч» 18 века. (инв. № 2645 III).
Интересна коллекция ковров Восточного Туркестана 19-20 вв., насчитывающая около 100 экспонатов. Она состоит из двух частей. Первая группа – это ковры 19 века, хранящиеся в музее со времени его основания. Среди них – шерстяные ковры на тонкой хлопчатобумажной основе сильного кручения, орнаментация которых органично входит в художественную систему коврового искусства Средней Азии. Их можно считать образцами коврового искусства киргизов-скотоводов, составлявших значительную часть населения западных районов Восточного Туркестана. В стилистике ковров другой части этой группы явно прослеживаются влияния китайского искусства как в узорах, так и в цветовой гамме. Это ковры, традиционно называемые кашгарскими.
Значительная часть коллекции ковров Восточного Туркестана была собрана в 1970-80-е годы в ходе закупочных экспедиций музея в Киргизию и Казахстан, куда переселились из Восточного Туркестана значительные группы уйгуров и киргизов в конце 19-начале 20 века. Техника исполнения этих ковров, сотканных в 20 веке, их изобразительные композиции с натуралистически трактованными сюжетами несут отпечаток китайской городской культуры, что дает основание считать их истоком Хотанский ковровый оазис.
В музее хранится небольшая подборка ковров, созданных в тибетских общинах Индии и Непала из шерсти яков. Их колорит приглушенный, сдержанный, с преобладанием холодных неброских тонов.
Среди последних поступлений в ковровую коллекцию были так называемые «военные» афганские ковры 1990-х годов с необычным рисунком, довольно реалистично изображающим оружие и армейскую технику.
Ковровые фонды – одни из самых сложных с точки зрения хранения и работы с экспонатами: их необходимо постоянно осматривать, проверять сохранность, и, кроме того, обрабатывать специальными препаратами, чтобы предотвратить молевое заражение. Реставрация ковровых изделий – длительный и очень сложный процесс. В нашем музее этой работе уделяется особое внимание.
Многочисленность и разнообразие ковровой коллекции Государственного музея Востока делают ее чрезвычайно ценной с точки зрения истории развития коврового искусства. Наши ковры могли бы составить целую галерею, дающую яркое представление обо всех областях, где развито ковроткачество, от Китая до Арабского Востока. Волны их ковровых узоров плавно перетекают из региона в регион, образуя безграничный океан коврового искусства Востока.
Текст: Екатерина Шинкарёва, хранитель музейных
предметов отдела Искусства народов Ближнего
и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии