Перенесемся в самое начало 20 века и заглянем в роскошный зал в Англии, где проходит коронация Эдуарда VII. Полюбуемся коронационными коврами, по которым ступает царственная особа, рассмотрим тончайшие узоры и насладимся богатством цветов и изысканностью отделки…
На сегодняшний день известно, что в основной части церемонии коронации короля Эдуарда VII использовалось три ковра. Один ковер, меньшего размера, располагался под троном (ил. 1), другой покрывал помост и самый большой ковер, был положен на ступенях, ведущих к помосту.
Первый ковер является изысканным примером ковра, произведенного в эпоху Сефевидов в 17 веке. Это малиново красное полотно c узором из лотосов и листвы и синей каймой с картушами и медальонами. Представители королевской семьи поручили братьям Дувен, художественным дилерам, предоставить гобелены и ковры для коронации Эдуарда VII в Вест минстерском аббатстве. На следующий год после того, как все ковры были найдены, исфаханский ковер меньшего размера был куплен Джоном Августом Холмсом (1866-1938). Он был сыном ткача, но разбогател на посредничестве в Глазго. Холмс поручил архитектору сэру Роберту Лоримеру составить план его дома и начал покупать предметы искусства и антиквариат для его будущей отделки. Но у Холмса закончились деньги, и реконструкция дома осталась незаконченной. Исфаханский ковер был отдан в аренду для коронации Георга V в 1911 г. и для свадьбы принцессы Марии в 1922 г.
После смерти Холмса в 1938 г. ковер перешел во владение Чарльза Хепберна (1891-1971), который, вероятно, купил его на аукционе. Хепберн, заработавший капитал на купажировании виски, также был известным меценатом. В 1971 г. он предложил ковер собору Святого Мунго в Глазго, где тот и оставался до 2014 г. 25 июня 2014 г. ковер был продан: сначала на аукционе Лион и Тернбулл в Лондоне, а затем, в апреле 2015 г., на лондонском Sotheby’s.
Другой ковер, который покрывал королевский трон, был продан в Лондоне на аукционе Christie’s в 1997 г.
Теперь поговорим о третьем ковре, представленном перед троном во время коронации Эдуарда VII, сына королевы Виктории. К слову, картина Эдвина Остина Эбби, посвященная этому событию, находится в Вестминстерском аббатстве (ил. 2).Этот роскошный ковер сейчас находится в музее округа Лос-Анджелеса (ил. 3) как дар Иоанна Павла Гетти, переданный в 1949 г. Скорее всего, этот ковер был соткан во время раннего правления персидского царя Шаха Тахмаспа (1576 г.) в королевской мастерской в Тебризе.
Это изумительный пример высокого качества, совершенства дизайна, цвета и исполнения персидских имперских ковров. На кремовом поле, украшенном четырьмя симметричными ландшафтовыми кипарисами, цветущими деревьями и кустарниками, изображены различные представители животного мира. В центре располагается ярко-красный медальон в виде лепестка. На нем изображены стаи уток и журавлей, летящих среди волнистых облаков в четырех углах.
Лазурный бордюр имеет самый современный узор из цветочных завитков с пальметтами и цветами лотоса. Изысканные формы и яркие цвета львов, газелей, коз, быков, сказочных мифических существ, похожих на оленей и драконов, украшают декоративную панораму холста, что характерно для персидских произведений искусств. Коврик-компаньон, выполненный на том же станке, но фрагментированный и поврежденный, находится в Берлинском музее исламского искусства (Ин. номер I.1).
Текст: Армен Токатлян,
историк восточного искусства