Не секрет, что кочевой образ жизни способствовал развитию ковроткачества. Из утилитарных предметов, служащих практическим целям, ковры превратились в предмет народного искусства, выдающееся достижение кочевого образа жизни. Мы же, любуясь подобными изделиями, разгадывая узоры ковров, словно читая по слогам, получаем сокровенное представление о неизвестном нам мире, о жизни, взглядах и эмоциях целого народа…
Открывая нашу серию статей, мы начнем с племени кашкайцев – одного из самых известных в мире и на сегодняшний день одного из самых многочисленных.
Еще четыре тысячи лет тому назад основное население Южного Ирана, а точнее, провинцию Фарс, составляли различные племена кочевников, которые постоянно перемещались в поисках более благоприятного климата и зеленых пастбищ. Одними из самых многочисленных и влиятельных были и являются кашкайские племена, пришедшие на эти земли еще в 10 веке и имеющие тюркские корни. Говорят они на турецком диалекте.
Происхождение их вызывает споры до сих пор. Кто-то связывает их появление с монголами, другие считают, что пришли они из Азербайджана и северных районов Хорасана. Их воинственный и независимый дух приводил к постоянным конфронтациям с различными династиями. Сефевидский Шах Исмаил использовал их боевой настрой для защиты от португальских набегов, их главные вожди позднее получили титулы ханов. С ними продолжали считаться и в 18, и в 19 веках.
Но в дальнейшем правившие династии и сменившая их действующая власть стремились ограничить их свободу, ассимилировать, заставить сменить их образ жизни на оседлый. Однако все усилия не увенчались успехом. Эти удивительные люди остались независимыми и гордыми, продолжая вести кочевой образ жизни. Да и городские кашкайцы стараются по-прежнему следовать своим вековым традициям. Все так же во главе племени стоит Иль Хан или Иль Бейк (с той поправкой, что если раньше он избирался, то сейчас, как правило, титул наследуется). Каждый Хан руководит своими племенами, которые отличаются как по происхождению, так и по диалекту.
Среди них выделяют следующие племена: Амале, Шешболуки, Дарешури, Фарсимадан, Кашкули Бозорг и Кашкули Кучак. Они ежегодно совершают странствие, зимой останавливаются около Фирузабад или Фарашбанд (район Персидского залива) и остаются там до Науруза. Зимой климат там самый благоприятный, но летом стоит невыносимая жара, и после праздника Науруза кашкайцы отправляются в летний лагерь в районе Загросских гор. Это перемещение может длиться до двух месяцев, осуществляясь по 400-километровой полосе.
Кашкайцы живут в черных палатках из козьей шерсти.
Основным их занятием является животноводство, и это прерогатива мужчин. Женщины же несут ответственность за домашний быт, заботу о детях, доение коз. А все свое свободное время они посвящают ковроткачеству, зимой предлагая свои изделия на продажу.
Они используют лучшую шерсть весенней стрижки, иногда идет в дело козья и, еще реже, верблюжья шерсть. Ткут ковры на горизонтальных станках, располагая их прямо на земле. Преимуществом таких станков является простота сборки и переноски с неоконченной работой: как правило, они имеют небольшой размер и легко могут быть установлены под навесом, в палатке. Сам ткацкий станок состоит из рамы, сооруженной из четырех балок, которые удерживают основу, натянутую во время изготовления ковров. Сейчас самый простой ткацкий станок состоит чаще всего из прочных металлических труб, прикрепленных к земле. Расстояние по бокам между двумя трубами определяет ширину ковра, а длина ковра ограничена верхней и нижней балкой. Украшением такого станка служат цветные клубки пряжи, привязанные к основе. При переноске опора убирается, и основа вместе с плетеной частью оборачиваются вокруг труб.
За станками может работать как одна женщина, так и пара, а иногда ковер плетут четыре женщины одновременно. Что интересно, женщины при создании ковров и килимов черпают идеи из богатой сокровищницы мотивов, переданных им от своих матерей. Но каждая внедряет их каждый раз по-новому, не используя готовые образцы или чертежи, разве что вагирех, доставшийся от прабабушки. Весь орнамент, вся схема ковра закладывается в еще девичью память, но каждый раз женщина открыта для творческих фантазий. Перед началом, а то и в процессе работы они самостоятельно создают эскиз общей композиции, распределяя клубки нитей в порядке очередности. При таком спонтанном подходе, естественно, возникают незначительные отклонения в размерах мотивов или оттенков цветов. Но это ни в коей мере не отражается на прелести такого ковра, не преуменьшает его ценность, а, наоборот, придает ему свежесть и ощущение особого очарования и живости. «Ткать ковры меня научила мама, а ее, в свою очередь, бабушка. Мы не используем рисунки, мы держим их в голове. Да еще у меня есть вагирех, который мне достался от бабушки, по нему я тоже тку ковер», – поведала мне кашкайская женщина, когда я в очередной раз путешествовала по Ирану.
Весь процесс, с самых его истоков – стрижки овец, подготовки инструментов – выполняется самими кочевниками. Как и прежде, скрученная вручную шерсть овец и коз красится в больших глиняных чанах натуральными красками, полученными из растений или из минералов. Из этой шерсти, превосходя друг друга в мастерстве и искусстве, рукодельницы плетут не только ковры, габбе и килимы, джаджимы, но и предметы быта: сундуки мафраши, седельные сумки, намак-дан, а также декоративный текстиль для украшения шатров снаружи и внутри, ленты лошадей и верблюдов.
Вы всегда можете отличить кашкайский ковер, при должной насмотренности, от других видов кочевых ковров. Вы можете смело атрибутировать к этому племени ковер-габбех, который отличается неровным пестрым фоном, высокой стрижкой, шерстяной основой, примитивными, похожими на детский рисунок, изображениями. В них на поле ковра воспеваются все прелести кочевой жизни: солнце торопится спрятаться за горными вершинами, река спускается с гор, изображаются стада животных, фигуры людей. Одним из самых узнаваемых изображений кашкайских ковров является лев или несколько львов – как символ империи и могущества, а также упрощенные изображения роз, узор ботэ, древо жизни, рисунок Nazem (ритмичный повторяющийся рисунок), рисунок рыбы Kermani, рисунок в полоску Vazir Makhsoos, рисунок Booteh Ghobad Khani и другие комбинации.
Текст: Наиля Мусави, издатель журнала CARPET