Сегодня мы поговорим с Фарзадом Сейрафиан, представителем династии производителей уникальных ковров Seirafian в 4 поколении. В чем секрет этих произведений искусства, которые находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, и почему с каждым годом ценность их только растет – об этом и многом другом в нашем эксклюзивном интервью.
Начало этой истории положил Хадж Ага Реза Сейрафиан, который, собственно, и зарегистрировал товарный знак Seirafian carpet. Он родился в 1884 году в иранском городе Исфахане, в богатой семье, известной уже несколько сотен лет в деловых кругах. Он начал работать, когда ему было 13 лет, продолжив дело отца в банковской сфере. Начинал он, имея довольно скромный капитал и не в самых благоприятных экономических условиях, но годы напряженной работы помогли ему стать одной из крупнейших финансовых фигур города. Кроме своих деловых способностей, он еще и хорошо разбирался в произведениях искусства, украшал свой дом самыми красивыми вещами и коврами. Но, к сожалению, не всегда он мог находить на рынке ковры, которые полностью удовлетворяли бы его вкус. Поэтому без малого двадцать лет он заказывал ковры в одной из мастерских. Но однажды один из владельцев этой мастерской погиб в результате несчастного случая, а его семья не смогла управлять предприятием. Тогда мастерскую выкупил Хадж Ага Реза, взяв в свои руки производство и продажу ковров. Первый ковер марки Seirafian увидел свет в 1935 году. Когда был выпущен первый ковер, моему деду Мохаммад Сейрафиану было 16 лет, и в столь юном возрасте он уже был вовлечен в семейное ковроткачество.
В Иране существует несколько ковровых школ, каждой присущи свои цвета, свой уникальный дизайн, который отличает их. И Исфахан в этом смысле не был исключением, наоборот был одним из самых передовых. Учитывая, что наша семья с самого начала использовала только лучшее сырье и передовые технологии, неудивительно, что ковры Seirafian можно увидеть в лучших домах по всему миру, в королевских дворцах и музеях. А фотографии этих шедевров можно увидеть в книге «Seirafian carpets», изданной на трех языках: персидский, английский, арабский. На сегодня существует множество книг о ковровом деле, которые в основном написаны торговцами или коллекционерами, которые с разных ракурсов изучают и рассказывают о коврах. Около тридцати лет назад японский писатель связался с моим дедом (Мохаммадом Сейрафианом), пожаловавшись на низкое качество фотографий персидских ковров в изданных книгах. Мой дед, проводя собственные исследования, имея за плечами богатый практический опыт, и решил это недостаток устранить. Он начал работать над своей книгой в возрасте 70 лет! Самой трудной проблемой стало получить качественные фотографии, но ни одно фото не привлекло внимание мастера. Пока один армянский фотограф ему не сказал, что фото, которое вы хотите, можете сделать только Вы. И вот, мастер в свои 70 лет, несмотря на дрожание в руках, пройдя через множество попыток, удачных и неудачных, сделал большинство фотографий ковров, представленных в книге, своими руками. (это сейчас время высоких технологий печати и цифровых камер, и сделать качественное фото не так трудно). Работа над книгой продолжалась долгих 10 лет. В конечном итоге мы имеем книгу самого высокого качества, которая и спустя долгое время является отличным справочником и произведением для его поклонников.
Начнем с того, что производство ковров – процесс очень длительный и многоступенчатый. Мы контролируем все этапы от начала до конца. Вначале покупаем лучшую шерсть из Новой Зеландии и Австралии. Затем занимаемся ее окрашиванием – это важнейший этап работы, залог успеха. Красители, которые мы используем, полностью натуральны и имеют растительную основу, поэтому цвета не тускнеют со временем. В прежние времена мастера использовали точно такую же технику окрашивания, она насчитывает уже несколько тысяч лет. А красители, имеющие в своем составе хоть несколько капель химии, конечно, создают привлекательный внешний вид ковра, но спустя какое-то время цвет неизбежно тускнеет. Мы все с этим сталкивались: так, качественная одежда не изменит свой цвет, но после многих стирок она так или иначе станет бледнее. Цвета же наших ковров со временем становятся даже более приятными и интересными. Поэтому старые ковры стоят дороже, чем новые: люди видят, что они даже через пять или шесть десятков лет будут выглядеть красиво и оригинально. Еще один важный и длительный этап – создание самого коврового полотна. Чтобы достичь идеальной плотности и качества, нужно учитывать множество нюансов, и мы строго соблюдаем все мельчайшие детали технологии. Поэтому производство ковров ручной работы очень трудоемко, оно отнимает много времени. В среднем на каждый квадратный метр ковра требуется около года работы ткача. Но именно безупречное качество позволяет нам поддерживать репутацию нашей компании на самом высоком уровне. Может быть, сегодня это странно прозвучит, но мы гордимся тем, что «прогресс» не коснулся нашего производства.
Для профессионалов это несложно, но для рядовых покупателей – очень трудно. Однако им на помощь всегда придут наши торговые представители, которые работают в разных странах. Это надежные, профессиональные люди, которые знают каждый наш ковер в «лицо»
Высокое качество наших ковров всегда вызывало огромный интерес. К концу Второй мировой войны многие закупщики приезжали в Исфахан, чтобы купить ковры Seirafian для перепродажи, в том числе за пределами Ирана. Метки же фирмы они удаляли: ведь зная, кто конкретно производил эти ковры, покупатели пришли бы к нам напрямую. Поэтому многие из наших ковров сегодня находятся без опознавательных знаков в разных музеях. Впрочем, профессионалы способны узнать их по качеству полотна, цвету и уникальному дизайну. Сегодня ковры Seirafian можно увидеть в королевских дворцах Ирана, а также в музее персидских ковров в Тегеране. Есть экземпляры в Токийском национальном музее, музее Виктории и Альберта в Лондоне, в нью-йоркском Метрополитен. В ООН представлен ковер с прекрасным стихотворением Саади Ширази, поэта 13 века. Также прекрасные работы находятся в Германии, Нидерландах, Бельгии.
Поскольку красители получают из растений, нужно отметить, что цветовая палитра достаточно ограничена. Конечно, в природе встречается огромное количество оттенков, но не все растения могут быть использованы для окрашивания. Кроме того, от климата региона зависит и насыщенность окраски того или иного растения. Поэтому ковры из разных частей Ирана традиционно имеют разные цвета. Исфахан, поскольку находился в центре Ирана, мог использовать материалы из разных регионов, поэтому ковры Исфахана всегда были более красочными. В основе всего лежат три основных цвета – синий, красный и желтый, а их сочетание создает вторичные цвета или оттенки.
Что касается узоров и символов, они воплощают традиционный и исфаханский стиль, который имеет исторические и мистические корни. Здесь все вращается вокруг божественного единства. В оригинальном дизайне ковра из Исфахана в середине вы видите медальон, вокруг которого разворачивается остальной рисунок – например, листва, цветы, нанизанные на тонкую нить узора «эслими», символизирующие суть жизни и постоянный ход времени. Все это замыкает главный бордюр, по краям ковра, в его четырех углах расположены лачек и торэ (так называются узоры ковра за пределами главного бордюра) далее следует крайний бордюр. Это подлинный стиль Исфахана, но у нас есть и свои дизайны, которые обычно разрабатываются лучшими дизайнерами Исфахана.
С самого начала нашей целью было производство ковров элитного качества для высшего класса общества. Люди, завоевавшие хорошее положение в обществе и достигшие финансовых успехов, добились этого своим трудом и талантом. И их деловые способности отражаются и в образе жизни, и в их интересах, и в их покупках: эти люди всегда ищут самое лучшее. Они делают продуманный и осознанный выбор: например, они готовы заплатить немалые деньги за ковер, если будут уверены в том, что этот ковер не потеряет свою ценность с течением времен, будет передаваться как наследство из поколения в поколение. Именно поэтому наш рекламный слоган звучит так: «Лучшее для лучшего!»