Вернуться на главную

Элизабет Паркер: «Я всегда считала, то ковры недооценивают»

Элизабет Паркер, без преувеличения, знает о коврах все. Два десятка лет она руководила отделом ковров в Christie’s Rockefeller Center, занимаясь оценкой для аукциона ковров. Кроме того, она консультировала частных клиентов и организации, работала со страховыми компаниями, участвовала в создании каталогов, читала лекции об истории ковров, писала статьи для профильных изданий…

Получив блестящее образование в области искусствоведения, Элизабет Паркер великолепно ориентируется в мире искусства, но все же ее главной любовью остаются ковры из Ирана, Турции, Индии, Китая, Кавказа и Европы.

Мы поговорили о том, почему именно ковры стали предметом ее интереса, как складывается аукционная цена ковра и почему цена некоторых экземпляров составляет десятки миллионов долларов, о том, на что следует обратить внимание, если вы хотите приобрести ковер на торгах и о многом другом.

Фотограф Мэтью Септимус

► Расскажите о вашей профессиональной деятельности: где вы учились, как пришли к работе на аукционах, почему специализируетесь именно на коврах.

Я изучала историю искусств в колледже, год после окончания провела в Лондоне, в Институте Искусств Sotheby’s, получив сертификат по курсу «Произведения искусства», хотя коврами мы на курсе не занимались. Вернувшись в Сан-Франциско, откуда я родом, я начала работать в аукционном доме Butterfield and Butterfield (ныне часть Bonhams) на невысокой должности. Именно там я впервые познакомилась с антикварными коврами. Через несколько лет оказалась в отделе ковров Christie’s в Нью-Йорке, и в итоге руководила отделом ковров Christie’s более 20 лет. В 2017 году ушла, чтобы стать независимым консультантом. Теперь я работаю с несколькими аукционными домами, частными клиентами, арт-консалтинговыми и страховыми компаниями. Каждый день я сталкиваюсь с чем-то новым, что заставляет меня постоянно учиться.

► То есть увлечение коврами стало делом вашей жизни? А есть ли у вас любимый ковер?

Моя страсть к коврам разгоралась постепенно, с получением знаний о них. Прежде я о них не задумывалась, но когда начала узнавать о различных культурах ткачества, вникать в тонкости коврового дела, я была просто очарована. Научилась ценить, в частности, игру цвета, символизм узора, основанный на культуре той или иной нации.

Любимый ковер выбрать сложно. Особенно запомнился Doris Duke Isfahan, который был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2008 году за 4,4 миллиона долларов; рекорд на тот момент. При размере чуть более 5х7 футов в нем были все ключевые элементы: благородное происхождение, безупречное состояние, роскошный шелковый ворс на шелковой основе с очень тонким переплетением, замысловатый дизайн и изумительная красота. Это был действительно шедевр искусства эпохи Сефевидов! В настоящее время ковер находится в коллекции Музея исламского искусства в Дохе.

Ковер Doris Duke Isfahan был продан 3 июня 2008 года на аукционе Christie’s за 4,4 миллиона долларов

► Какими профессиональными навыками должен обладать специалист аукционного дома?

Он должен иметь зоркий взгляд, чтобы оценить состояние и качество ковра. Иметь отличные знания рынка и обладать аналитическими навыками. Уметь быстро реагировать в условиях стресса, поскольку обычно существуют ограничения по времени.

► Какие ковры всегда популярны на аукционах и почему?

Работая более чем двадцать с лишним лет в аукционном бизнесе, могу сказать: нет такого, чтобы тот или иной тип ковров пользовался постоянной популярностью. Тенденции и вкусы меняются так быстро и теперь они настолько глобальны, что трудно предсказать, что будет популярным, а что нет. Но в целом отличное качество и хорошее состояние ковра всегда ценятся, вне зависимости от типа изделия.

► Как происходит оценка ковра для аукциона?

При оценке ковра я смотрю на его качество, состояние, дизайн, натуральность красителей, возраст и размер. Поскольку ковры не подписываются, аутентификация может быть сложной задачей. Но есть подсказки – такие как способ плетения, тип узла, особенности дизайна, которые помогают атрибуции.

► Ковер Уильяма Кларка с серповидными листьями (The Clark Sickle-Leaf carpet) был продан за невероятную цену: 33 миллиона 765 тысяч долларов! Как вы считаете, насколько цена ковра отражает его реальную ценность?

Вот тут-то и проявляется искусство и азарт аукциона. В тот момент было, по крайней мере, два покупателя, которые были готовы заплатить такую невероятную цену! Я всегда чувствовала, что ковры как искусство недооценены. Особенно если учесть количество времени и тот труд, которые уходят на создание ковра: стрижка овец, прядение шерсти, изготовление красителей, окрашивание шерсти и завязывание узлов… Не знаю другого вида искусства, который требует столько шагов!

А ковер Уильяма Кларка – это истинный шедевр: почти идеальное состояние, богатый и насыщенный цвет, элегантный дизайн, возраст и уникальное происхождение… Неудивительно, что он удостоился мирового рекорда.

Ковер Уильяма Кларка был продан 5 июня 2013 года на аукционе Sotheby’s New York за 33,8 млн долларов

► Насколько будет актуальным проведение аукционов в формате онлайн после окончания пандемии. Смогут ли они заменить офлайн-торги? Зависит ли эстимейт лотов от выбора режима проведения торгов?

Еще до пандемии онлайн-аукционы набирали обороты, оказавшись вполне жизнеспособным способом продавать почти все, включая ковры. Онлайн-формат идеален для глобального рынка и не зависит от пандемии. С марта было много онлайн-продаж ковров, и я обнаружила, что результаты сопоставимы с результатами, полученными на офлайн-аукционе. В целом эстимейт ковра на аукционе в реальном режиме мало отличается от утвержденного в онлайн. Поэтому я не думаю, что формат торгов имеет значение.

► В Европе и Америке много коллекционеров, обладающих уникальными коврами и много заинтересованных людей, кто хотел бы купить редкое произведение искусства. Чем вы объясняете такое внимание к коврам?

Не существует единого типа коллекционеров ковров. Но я думаю, всех их объединяет понимание ценности культур, к которым принадлежит ковер: будь то кочевое племя из Туркменистана или искусно сотканный экземпляр мастерской из иранского города.

► Есть ли тенденции в популярности той или иной группы ковров? Что будет актуальным, каков ваш прогноз?

Хотела бы я иметь хрустальный шар… Но, к сожалению, у меня его нет. А за последние двадцать лет я была свидетелем прихода и ухода множества тенденций. Пожалуй, у меня есть ощущение, что цвет возвращается: люди изрядно устали от монохромных интерьеров. Также я нахожу интересной такой тренд, как распространение «потрепанных» ковров. Дилеры говорят, что им гораздо легче продавать изношенные ковры, чем ковры с оригинальным ворсом.

► На что следует обращать внимание при покупке ковра на аукционе, а чего следует избегать?

Вы всегда должны покупать то, что вы любите! То, что откликается в вас. И обязательно попросите отчет о состоянии ковра, а также не забудьте измерить пространство дома, чтобы убедиться, что размер ковра вам подходит.

iporn tv.com kokaporn.mobi video blue bf 香澄はるか 無修正 javsearch.mobi av女優 美乳 hindvido pakistanipornx.net xxx india vidio xnxx babhi indianfuckingclips.com hclips.com طيز زوجتي bdsmpornvideos.net نسوان عريانة افلام نيك xxx pornforlife.org نيك بنات اسرائيل indian latest fuck japaneseporntrends.com siskatv хентай фемдом hentaihooked.com boku no yayoisan دارين حمزة سكس gekso.org سكس مصرية محجبة andhra college sex eroanal.net husband wife sexy اجمل كس freepornarabsex.com aflamk1net xhemster.com homemadeporntrends.com kiara advani porn assamis sex com flyporntube.net desi hot blog お 持ち帰り sex javvideos.net 朝桐 光 موقع نيك مصرى pornoamil.com سكس حراميه