Элизабет Паркер, без преувеличения, знает о коврах все. Два десятка лет она руководила отделом ковров в Christie’s Rockefeller Center, занимаясь оценкой для аукциона ковров. Кроме того, она консультировала частных клиентов и организации, работала со страховыми компаниями, участвовала в создании каталогов, читала лекции об истории ковров, писала статьи для профильных изданий…
Получив блестящее образование в области искусствоведения, Элизабет Паркер великолепно ориентируется в мире искусства, но все же ее главной любовью остаются ковры из Ирана, Турции, Индии, Китая, Кавказа и Европы.
Мы поговорили о том, почему именно ковры стали предметом ее интереса, как складывается аукционная цена ковра и почему цена некоторых экземпляров составляет десятки миллионов долларов, о том, на что следует обратить внимание, если вы хотите приобрести ковер на торгах и о многом другом.
Я изучала историю искусств в колледже, год после окончания провела в Лондоне, в Институте Искусств Sotheby’s, получив сертификат по курсу «Произведения искусства», хотя коврами мы на курсе не занимались. Вернувшись в Сан-Франциско, откуда я родом, я начала работать в аукционном доме Butterfield and Butterfield (ныне часть Bonhams) на невысокой должности. Именно там я впервые познакомилась с антикварными коврами. Через несколько лет оказалась в отделе ковров Christie’s в Нью-Йорке, и в итоге руководила отделом ковров Christie’s более 20 лет. В 2017 году ушла, чтобы стать независимым консультантом. Теперь я работаю с несколькими аукционными домами, частными клиентами, арт-консалтинговыми и страховыми компаниями. Каждый день я сталкиваюсь с чем-то новым, что заставляет меня постоянно учиться.
Моя страсть к коврам разгоралась постепенно, с получением знаний о них. Прежде я о них не задумывалась, но когда начала узнавать о различных культурах ткачества, вникать в тонкости коврового дела, я была просто очарована. Научилась ценить, в частности, игру цвета, символизм узора, основанный на культуре той или иной нации.
Любимый ковер выбрать сложно. Особенно запомнился Doris Duke Isfahan, который был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 2008 году за 4,4 миллиона долларов; рекорд на тот момент. При размере чуть более 5х7 футов в нем были все ключевые элементы: благородное происхождение, безупречное состояние, роскошный шелковый ворс на шелковой основе с очень тонким переплетением, замысловатый дизайн и изумительная красота. Это был действительно шедевр искусства эпохи Сефевидов! В настоящее время ковер находится в коллекции Музея исламского искусства в Дохе.
Он должен иметь зоркий взгляд, чтобы оценить состояние и качество ковра. Иметь отличные знания рынка и обладать аналитическими навыками. Уметь быстро реагировать в условиях стресса, поскольку обычно существуют ограничения по времени.
Работая более чем двадцать с лишним лет в аукционном бизнесе, могу сказать: нет такого, чтобы тот или иной тип ковров пользовался постоянной популярностью. Тенденции и вкусы меняются так быстро и теперь они настолько глобальны, что трудно предсказать, что будет популярным, а что нет. Но в целом отличное качество и хорошее состояние ковра всегда ценятся, вне зависимости от типа изделия.
При оценке ковра я смотрю на его качество, состояние, дизайн, натуральность красителей, возраст и размер. Поскольку ковры не подписываются, аутентификация может быть сложной задачей. Но есть подсказки – такие как способ плетения, тип узла, особенности дизайна, которые помогают атрибуции.
Вот тут-то и проявляется искусство и азарт аукциона. В тот момент было, по крайней мере, два покупателя, которые были готовы заплатить такую невероятную цену! Я всегда чувствовала, что ковры как искусство недооценены. Особенно если учесть количество времени и тот труд, которые уходят на создание ковра: стрижка овец, прядение шерсти, изготовление красителей, окрашивание шерсти и завязывание узлов… Не знаю другого вида искусства, который требует столько шагов!
А ковер Уильяма Кларка – это истинный шедевр: почти идеальное состояние, богатый и насыщенный цвет, элегантный дизайн, возраст и уникальное происхождение… Неудивительно, что он удостоился мирового рекорда.
Еще до пандемии онлайн-аукционы набирали обороты, оказавшись вполне жизнеспособным способом продавать почти все, включая ковры. Онлайн-формат идеален для глобального рынка и не зависит от пандемии. С марта было много онлайн-продаж ковров, и я обнаружила, что результаты сопоставимы с результатами, полученными на офлайн-аукционе. В целом эстимейт ковра на аукционе в реальном режиме мало отличается от утвержденного в онлайн. Поэтому я не думаю, что формат торгов имеет значение.
Не существует единого типа коллекционеров ковров. Но я думаю, всех их объединяет понимание ценности культур, к которым принадлежит ковер: будь то кочевое племя из Туркменистана или искусно сотканный экземпляр мастерской из иранского города.
Хотела бы я иметь хрустальный шар… Но, к сожалению, у меня его нет. А за последние двадцать лет я была свидетелем прихода и ухода множества тенденций. Пожалуй, у меня есть ощущение, что цвет возвращается: люди изрядно устали от монохромных интерьеров. Также я нахожу интересной такой тренд, как распространение «потрепанных» ковров. Дилеры говорят, что им гораздо легче продавать изношенные ковры, чем ковры с оригинальным ворсом.
Вы всегда должны покупать то, что вы любите! То, что откликается в вас. И обязательно попросите отчет о состоянии ковра, а также не забудьте измерить пространство дома, чтобы убедиться, что размер ковра вам подходит.