Элиза Вазелакис (род. в 1958 г.) – знаменитая художница, чьи работы представлены на выставках во многих городах США, в Торонто, Дубае, входят в коллекции музеев и частные собрания. Сегодня она рассказывает о том, как началось ее увлечение ткацким искусством, почему женщины все увереннее чувствуют себя в художественном мире и как творчество может влиять на социальные явления.
«Мои первые творческие опыты начались с нитей и ткани. У моей бабушки была старенькая прядильная машина, работавшая от нажатия ноги на специальную педаль. Она и стала моим первым инструментом. По сей день, имея в распоряжении гораздо более современные станки, я предпочитаю оставаться верной своим истокам: по-прежнему применяю ткацкий станок с педальным приводом, а также пользуюсь традиционными методами сшивания изделия. Это – не просто способ соединить части ковра, это память, связывающая меня с моей историей.
Я создаю крупные тканые произведения, которые имеют сходство с гобеленами или коврами. Подобные изделия имеют многовековую историю, но, конечно, я периодически вношу какие-то изменения и обновления в технику изготовления. Основа процесса ткачества остается в рамках традиций – это интеграция металлической проволоки и окрашенных элементов, но моя техника позволяет расширять границы. Манипулируя со свободно сплетенной проволокой, я шаг за шагом выстраиваю плавные волнообразные линии и прерывистый узор динамичных форм. Такой узор разрывает привычные шаблоны ткачества, а выполненные подобным образом работы поражают тончайшим балансом: это что-то между текстильным изделием и скульптурой. Одновременно в них есть спокойствие и сложность, монолитность и хрупкость композиции.
Работы из проекта Gamcha – это дань уважения рабочим-мигрантам Дубая, которые многие годы возводят огромные небоскребы. Эта история тех, чей статус, по меркам Дубая, ниже человеческого…. Я довольно быстро узнала об их настоящих условиях труда, и они поистине жестоки. Люди усиленно трудятся на многочисленных стройках города на протяжении многих часов, под палящим солнцем. Приехав из Бангладеш, Индии и Пакистана, они вынуждены фактически передать свою личность незнакомцам из не известной им страны. Их оторвали от родного дома, родной культуры. Как только я начала фотографировать и общаться с этими людьми, я вдохновилась на работу, желая как можно скорее рассказать миру об их тяжелом положении – рассказать через мое ткацкое искусство.
Несмотря на языковой барьер, я довольно быстро наладила доверительные отношения с рабочими. Начала продавать их поношенные «гамчи» на благотворительных аукционах, а на вырученные деньги покупала каждому новый головной убор и давала 10 дирхамов впридачу. Эта сумма была эквивалентна стоимости сотен полотенец, которые рабочие использовали на протяжении дня для спасения от жары.»
В своей серии Woven-Portraits я использовала фотографии моей мамы и ее произведения, сделав их частью своей работы. Я хотела в некотором роде завершить ее незаконченные произведения, примирится со всеми сторонами ее личности. Хотела принести мир, сострадание и понимание.
Моими первыми вдохновительницами были бабушки, да и вообще на протяжении всей моей жизни именно женщины имели исключительное влияние на мой творческий путь. Известная художница Бет Амес Шварц учила меня изобразительному искусству с того момента, как мне исполнилось четыре. Само собой разумеется, моя мать повлияла на мое художественное становление, научив творить, выходя за рамки. Моя «Серия тканых портретов» посвящена моей матери, художнице и поэтессе. Пока я не повзрослела, не воспитала собственных детей, я была неспособна прочесть ее произведения, особенно учитывая то, что многие из них она написала незадолго до смерти. Мне порой думалось, что я совсем не знала свою мать…
Множество других женщин-художниц сегодня и на протяжении многих лет оказывают ключевое влияние на мое творчество. Медленно, но уверенно женский пол склоняет чашу весов в свою сторону в сфере мирового изобразительного искусства. Такие художницы, как Ева Хессе, Ли Бонтекоу, Рут Асава, Энни Альберс, Луиза Борджес и Шейла Хикс проложили путь для остальных женщин, особенно тех, кто использует в своих работах оригинальные нитевые волокна. Безусловно, этот процесс занимает определенное количество времени. Но я надеюсь, что количество работ, созданных женской рукой и представленных на выставках и в музеях по всему миру, будет увеличиваться. Чтобы эти изменения скорее вошли в жизнь, женщины-художницы всего мира работают вместе, поддерживая друг друга. Так, я работаю с 26 независимыми художницами, группа которых называется «StudioElevenArtists». Эти девушки работают и учатся в художественной академии Тома Вудла (Лос-Анджелес). Эта организация, преимущественно состоящая из женщин, была создана в 2014 году. Ее цель – поддерживать друг друга путем распространения работ на выставках, совместного обучения, профессионального и дружеского общения. Мы не только творим вместе, но и представляем наши работы на выставках, постоянно находимся на связи друг с другом. Для меня эти талантливые женщины являются постоянным источником вдохновения (подробнее https://www.studioelevenart.com).
До вступления в «StudioEleven» я серьезно улучшила свои навыки, когда жила и работала на Среднем Востоке. Там я начала практику социального искусства, включавшую в себя изделия, сотканные мною в Дубае: в них был сделан акцент на чрезмерную эксплуатацию мигрантов. Основную часть работы составляли гобелены, на которых я изображала реальные портреты рабочих в пестрых головных уборах, носивших название gamcha (так был назван и проект). Он был представлен на частной выставке в Дубае.