Нассер Нишабури происходит из семьи, которая занимается коврами с 1750 г. За его плечами 35 лет профессионального опыта в качестве дизайнера, производителя и коллекционера подлинных персидских ковров. В 2005 году он первым начал производство лоскутных ковров, получивших название «Персидский коллаж»¹.
Мой 85-летний отец постоянно ворчит, насколько расточительным стало новое поколение. Он часто вспоминает время после Второй мировой войны – тот страшный дефицит предметов первой необходимости, и рассказывает о том, насколько внимательны они были в мастерской, чтобы не тратить пряжу впустую. Вспоминает, как крестьяне собирали каждое зерно на земле после уборки урожая.
Бережное обращение с материалами всегда было культурой и принципом прошлого поколения. Но последующие поколения эту практику категорически игнорировали: создав много нового, они при этом оказались склонны к расточительности и чрезмерному потреблению.
Сегодня молодежь начала воспринимать переработку отходов как модную и ответственную тенденцию. Это дает нам надежду, что проблемы окружающей среды выйдут на новый уровень, что можно обратить вспять нынешнее легкомысленное отношение общества к потреблению.
Ковры ручной работы – одни из самых экологически чистых продуктов, которые мы используем в нашей жизни. Это натуральные материалы – шерсть, хлопок, шелк, джут и т.д. Это относительно чистое производство, ремесло, в котором традиционно обходятся без переработки. Ниже речь пойдет о прекрасных примерах такой культуры.
В западном Иране женщины-кочевники ткут килимы коувли. Они принадлежат к племенам с древнеримскими корнями, перемещавшимся по западному Ирану. Ткачество – работа для тех людей, которым нравится совместно работать над рождением ковра, вплетая свои чувства и видение природы в килимы. У кочевников богатая культура, и непростой кочевой образ жизни повлиял на развитие культуры вторичного использования. Килимы коувли часто изготавливаются из любого материала, который трансформируется в пряжу. Разнообразие материалов и их цветов создает уникальные произведения искусства: это прекрасное отражение и наследие кочевого образа жизни, который быстро исчезает.
Племена шахсаванов ткали сказочные тонкие полотна, которые использовались в качестве одеял. Такие предметы, как «джаджим», спасали от холода зимними ночами. Часто «джаджимы» были сильно изношены после долголетнего использования. Многие из этих прекрасных изделий сделаны из тончайшей пряжи, поэтому они мягкие, как одеяло. Обычно Шахсаваны распускают такие ткани, чтобы переработать тонкую пряжу в ткацкие изделия. Великолепные примеры такой работы были выполнены под патронажем господина Миразаи. Он создал настоящие шедевры, сотканные шахсаванскими ткачами из Могана на северо-западе Ирана примерно в 1980-х годах, используя именно такой переработанный материал.
Племена кашкаи являются крупными производителями шерсти. Тем не менее, они часто украшают ковры с помощью яркой пряжи из лоскутков ткани, а молодые девушки часто используют такой материал для изготовления свадебных ковров и других тканей.
Бешруит (тряпичный коврик) из Марокко. Из-за серьезных изменений в стране в середине 1960-х годов бедуины столкнулись с серьезными трудностями: они теряли скот и, как следствие, им не хватало шерсти. Такой дефицит натурального материала заставил ткачей использовать синтетические волокна, которые они получали из ковров. Абстрактный дизайн, сочетание текстуры и цвета, которые сильно отличались от традиционных, придают коврам современный вид, что позволяет им выступать на равных с современным искусством.
Варанаси на севере Индии – центр двух основных отраслей промышленности; изготовление шелковых тканей для сари и ковров. Массовое производство сари дает большое количество отходов. Производители ковров закупают отходы, в основном состоящие из шелка. Такой материал перерабатывается, чтобы сделать шелковые ковры сари.
Помимо традиционного плетения, на рынке появились и другие творческие формы переработки и вторичного использования. Появление лоскутной техники в Турции, а затем персидского коллажа в Иране олицетворяет, пожалуй, самую заметную тенденцию к росту, которая охватила мировые рынки. Как пионер производства таких ковров, я был свидетелем создания фантастического продукта и его развития. Производство таких ковров позволило вдохнуть вторую жизнь в миллионы поврежденных и сильно изношенных предметов и создать движение, которое развивается до сих пор.
Лоскутная техника развивается в начале 20 века в Турции, а вскоре и в Иране. Так, мы всегда искали поврежденные ковры, а иногда находили по-настоящему ценные объекты, которые могли спасти и использовать вновь, делая продукт интересным с точки зрения современного дизайна.
Успехи в области лоскутного шитья приводят к инновационному использованию изношенных и поврежденных ковров. Группа ковров, представленных на рынке в качестве винтажных ковров, является продолжением этой тенденции.
Вторичная переработка также продолжает развиваться и использоваться в производстве ковров. В машиностроительной промышленности разработаны методы, позволяющие производить волокно из пластиковых отходов. Такие волокна нашли свое применение в производстве ковров ручной работы в Индии.
Мы могли бы упомянуть множество других форм вторичного использования. Однако наша задача состоит не в том, чтобы производить ковры из вторсырья. Ковры, о которых рассказывается в этом журнале и которые ценятся во всем мире, – это не просто напольные покрытия, а ценное наследие, средоточие искусства, истории и культуры. Ковер может быть выполнен в разных техниках, из разных материалов. Наша задача и наш долг – создавать вещи с богатой культурой и историей. Важно производить ковер из отходов, но еще более важно вдохнуть в него жизнь, вплести свою историю, сделать ковер живым существом. Это станет возможным, если мы будем работать и ответственно использовать наши ресурсы, сохраняя и обновляя наш дом и окружающую среду.
Примечания:
¹«Персидский коллаж» – это интереснейший синтез традиций и современности. Для изготовления изделий используют старинные и винтажные персидские ковры, вышедшие из строя из-за повреждений. Затем их перерабатывают и используют фрагментарно, собирая в соответствии с композиционным и художественным замыслом. Каждый образец «персидского коллажа» – это уникальное произведение искусства.