Интерьерный стилист – достаточноновая профессия. Даша Соболева выбрала ее неожиданно для самой себя, но добилась огромных успехов: спродюсированные ею съемки становятся настоящим украшением лучших профильных журналов. Размышления об особенностях профессии, о принципах работы и модных трендах и, конечно, множество практических советов – в нашей беседе с Дашей Соболевой.
— Дизайнер работает над созданием уникального интерьера с нуля. Декоратор без глобальной стройки меняет интерьер путем работы с текстилем, цветом, аксессуарами. А интерьерный стилист работает с кадром. Его задача – визуально, эстетически придумать историю, собрать композицию кадра. Он может сам искать какие-то аксессуары, либо может работать с тем, что есть, если это достойные вещи. Стилист – это некий посредник между дизайнером, его проектом, и интерьерным глянцем. Именно стилист знает, как максимально выигрышно подать интерьер, чтобы это соответствовало критериям журналов.
— Мой путь был долгим и не очевидным, но в этом его ценность. У меня художественное образование. Много лет после учебы я занималась оформлением витрин в сфере fashion, работала в крупных компаниях, таких как ЦУМ, Bosco и т.д, стараясь придумывать что-то интересное и творческое. В какой-то период работы я познакомилась со стилистами глянцевых изданий, которые предложили мне собрать и придумать реквизит для съемки с моделями. Так я и познакомилась с работой по ту сторону камеры. Постепенно мне стали предлагать не только придумывать декорации для fashion съемок, но и стилизовать натюрморты, сервировки, а однажды знакомый фотограф предложил задекорировать квартиру. Это было около пяти лет назад. Так я стала набираться опыта в интерьерном декорировании, писать дизайнерам, предлагая свою помощь, рассказывать об этом в Инстаграм – и совершенно неожиданно для меня оказалась стилистом интерьера. Сейчас я не только декорирую, но и преподаю, регулярно передавая свои знания на лекциях и мастер-классах.
— Существует негласное правило: стилист должен быть незаметен в кадре. Это значит, что декор должен быть органично вписан в интерьер, подчеркивая его характер и идею автора. Иногда стилистика съемки напрямую вытекает из общей концепции интерьера. Иногда, наоборот, заходя в помещение, понимаешь, что нужно увести интерьер в другую сторону, например, сыграть на контрасте и добавить в классический интерьер современное искусство и неожиданные детали. За видимостью импровизированной работы на самом деле скрывается регулярная аналитика профессиональной прессы, просмотр множества книг по интерьерному дизайну.
Роль, которую они будут выполнять. Иногда картина должна кричать и забирать все внимание на себя, являясь доминантой. Иногда работать на нюансах, лишь оттеняя интерьер. Если искусства в интерьере нет, свою работу я начинаю как раз с подбора картин и с работы с объемами. Мне нравится сбивать ритмику: например, небольшая картина или триптих над кроватью/диваном часто выглядит куда интереснее, чем со размерное дивану большое полотно.
— Общее направление декорирования сейчас – это минимализм и естественность. Более живые интерьеры и декор, предметы, которые отражают функционал пространства, а не просто красивые объекты, превращающие квартиру в шоурум декора. Также давно пора забыть о подносах на кровати и лодочках в прихожей.
— Я считаю, что ковер – столь же важный элемент для создания дизайна интерьера, как мебель, отделка стен, искусство. Он зонирует пространство; объединяет разрозненную мебель в группу; может стать цветовым акцентом; расширить пространство… Без ковров интерьер всегда выглядит недоделанным! Я очень люблю необычные ковры разных эпох и стилистики. Из самых ярких экспериментов у меня было использование антикварных гобеленов на стенах и на полу (не самая популярная сейчас история); использование одного ковра внахлест на другой, ну и, конечно, работа с разными стилями и школами.
— Для того, чтобы узоры гармонировали между собой, стоит учитывать, что рисунок на разных поверхностях должен быть разного размера. Считается, что не стоит сочетать флористическую тему и геометрию, но я не соглашусь. Если вы посмотрите английские интерьеры, в них много сочетаний геометрии в тканях и флористических узоров. Главное: определить цветовую гамму, использовать не больше трех цветов, особенно если вы новичок – чем больше узоров, тем сложнее их совместить. Комбинируйте крупные рисунки с мелкими; можно также для упрощения задачи работать с принтами одной стилистики. Тогда они точно между собой будут дружить.
— Если говорить глобально, то это командная работа с талантливыми людьми. Возможность узнать для себя что-то новое, взглянуть на мир под другим углом. А еще, безусловно, это общение с художниками. Попадая в творческую мастерскую, ты будто попадаешь в алтарь в церкви. После личного общения с художником его работы всегда раскрываются по-новому. И это дает мне мощный заряд вдохновения.
— К сожалению или к счастью, выстраивание кадра уже стало моей профессиональной деформацией. Одно время я даже в отпуске делала рубрику по рестайлингу пространства, например, съемных апартаментов в другой стране, чтобы показать, как собирается кадр. Конечно, я не навязываю хозяевам свое мнение. Но если просят совет, могу его дать. Декоратор для меня – не просто профессия, это определенный взгляд на мир. Каждый раз, приходя в кафе или бар, если я вижу незнакомую мне красивую посуду, всегда уточняю у менеджеров магазина бренд, чтобы снимать, и потом заказываю ее себе.
/ЛАЙФХАКИ ОТ ДАШИ СОБОЛЕВО
— Курс существует уже три года, и за это время произошел настоящий бум профессии интерьерных стилистов. Это стало очень востребованным и модным! Думаю, в том числе потому, что конечные потребители продукта – заказчики – поняли, что подбор декора в интерьер – это немаловажная часть дизайн-проекта. Я этому очень рада.