Вернуться на главную

Даша Соболева: «Интерьерный стилист должен быть незаметен в кадре»

Интерьерный стилист – достаточноновая профессия. Даша Соболева выбрала ее неожиданно для самой себя, но добилась огромных успехов: спродюсированные ею съемки становятся настоящим украшением лучших профильных журналов. Размышления об особенностях профессии, о принципах работы и модных трендах и, конечно, множество практических советов – в нашей беседе с Дашей Соболевой.

► Чем интерьерный стилист отличается от дизайнера интерьера и декоратора?

— Дизайнер работает над созданием уникального интерьера с нуля. Декоратор без глобальной стройки меняет интерьер путем работы с текстилем, цветом, аксессуарами. А интерьерный стилист работает с кадром. Его задача – визуально, эстетически придумать историю, собрать композицию кадра. Он может сам искать какие-то аксессуары, либо может работать с тем, что есть, если это достойные вещи. Стилист – это некий посредник между дизайнером, его проектом, и интерьерным глянцем. Именно стилист знает, как максимально выигрышно подать интерьер, чтобы это соответствовало критериям журналов.

► Как вы пришли в профессию?

— Мой путь был долгим и не очевидным, но в этом его ценность. У меня художественное образование. Много лет после учебы я занималась оформлением витрин в сфере fashion, работала в крупных компаниях, таких как ЦУМ, Bosco и т.д, стараясь придумывать что-то интересное и творческое. В какой-то период работы я познакомилась со стилистами глянцевых изданий, которые предложили мне собрать и придумать реквизит для съемки с моделями. Так я и познакомилась с работой по ту сторону камеры. Постепенно мне стали предлагать не только придумывать декорации для fashion съемок, но и стилизовать натюрморты, сервировки, а однажды знакомый фотограф предложил задекорировать квартиру. Это было около пяти лет назад. Так я стала набираться опыта в интерьерном декорировании, писать дизайнерам, предлагая свою помощь, рассказывать об этом в Инстаграм – и совершенно неожиданно для меня оказалась стилистом интерьера. Сейчас я не только декорирую, но и преподаю, регулярно передавая свои знания на лекциях и мастер-классах.

Интерьер Дарьи Сусековой, фото Сергей Ананьев

► В зависимости от выбранного реквизита восприятие интерьера может измениться кардинально. Как вы определяете стилистику съемки, учитываете ли мнение заказчика или дизайнера?

— Существует негласное правило: стилист должен быть незаметен в кадре. Это значит, что декор должен быть органично вписан в интерьер, подчеркивая его характер и идею автора. Иногда стилистика съемки напрямую вытекает из общей концепции интерьера. Иногда, наоборот, заходя в помещение, понимаешь, что нужно увести интерьер в другую сторону, например, сыграть на контрасте и добавить в классический интерьер современное искусство и неожиданные детали. За видимостью импровизированной работы на самом деле скрывается регулярная аналитика профессиональной прессы, просмотр множества книг по интерьерному дизайну.

► Что для вас является главным при выборе предметов искусства в уже готовом интерьере?

Роль, которую они будут выполнять. Иногда картина должна кричать и забирать все внимание на себя, являясь доминантой. Иногда работать на нюансах, лишь оттеняя интерьер. Если искусства в интерьере нет, свою работу я начинаю как раз с подбора картин и с работы с объемами. Мне нравится сбивать ритмику: например, небольшая картина или триптих над кроватью/диваном часто выглядит куда интереснее, чем со размерное дивану большое полотно.

► Есть ли правила в стилизации интерьера, которые безнадежно устарели? Что в тренде интерьерной съемки сегодня?

— Общее направление декорирования сейчас – это минимализм и естественность. Более живые интерьеры и декор, предметы, которые отражают функционал пространства, а не просто красивые объекты, превращающие квартиру в шоурум декора. Также давно пора забыть о подносах на кровати и лодочках в прихожей.

Интерьер Ангелины Бородкиной, фото Сергей Красюк

► Какое место в стилизации пространства вы отводите коврам?

— Я считаю, что ковер – столь же важный элемент для создания дизайна интерьера, как мебель, отделка стен, искусство. Он зонирует пространство; объединяет разрозненную мебель в группу; может стать цветовым акцентом; расширить пространство… Без ковров интерьер всегда выглядит недоделанным! Я очень люблю необычные ковры разных эпох и стилистики. Из самых ярких экспериментов у меня было использование антикварных гобеленов на стенах и на полу (не самая популярная сейчас история); использование одного ковра внахлест на другой, ну и, конечно, работа с разными стилями и школами.

► Могли бы вы дать несколько советов нашим читателям, как следует сочетать разные узоры, принты и орнаменты в интерьере?

— Для того, чтобы узоры гармонировали между собой, стоит учитывать, что рисунок на разных поверхностях должен быть разного размера. Считается, что не стоит сочетать флористическую тему и геометрию, но я не соглашусь. Если вы посмотрите английские интерьеры, в них много сочетаний геометрии в тканях и флористических узоров. Главное: определить цветовую гамму, использовать не больше трех цветов, особенно если вы новичок – чем больше узоров, тем сложнее их совместить. Комбинируйте крупные рисунки с мелкими; можно также для упрощения задачи работать с принтами одной стилистики. Тогда они точно между собой будут дружить.

► Что в вашей деятельности вас вдохновляет больше всего?

— Если говорить глобально, то это командная работа с талантливыми людьми. Возможность узнать для себя что-то новое, взглянуть на мир под другим углом. А еще, безусловно, это общение с художниками. Попадая в творческую мастерскую, ты будто попадаешь в алтарь в церкви. После личного общения с художником его работы всегда раскрываются по-новому. И это дает мне мощный заряд вдохновения.

► Приходя в гости, вы часто ловите себя на том, что мысленно стилизуете пространство?

— К сожалению или к счастью, выстраивание кадра уже стало моей профессиональной деформацией. Одно время я даже в отпуске делала рубрику по рестайлингу пространства, например, съемных апартаментов в другой стране, чтобы показать, как собирается кадр. Конечно, я не навязываю хозяевам свое мнение. Но если просят совет, могу его дать. Декоратор для меня – не просто профессия, это определенный взгляд на мир. Каждый раз, приходя в кафе или бар, если я вижу незнакомую мне красивую посуду, всегда уточняю у менеджеров магазина бренд, чтобы снимать, и потом заказываю ее себе.


Как стилизовать свой дом?

/ЛАЙФХАКИ ОТ ДАШИ СОБОЛЕВО

  • Не бойтесь миксовать! Собирать предметы в группы нужно так, как будто ты собираешь гостей за столом. Им должно быть интересно говорить друг с другом. Между предметами разных стилей, эпох, стран всегда можно найти пересечения. Тогда они начнут работать в паре.
  • Сочетайте масс-маркет с эксклюзивными дорогими предметами.
  • Используйте работы артизаналов. Керамика ручной работы, панно, которые сделал художник, всегда интересно смотрятся в интерьере. Часто это предметы, выполненные в единственном экземпляре, и они придают интерьеру уникальность и статусность. Я, например, собираю коллекцию черно-белой керамики русских мастеров.
  • Будьте коллекционером для своего пространства. Это значит – выберите тему и тщательно отсеивайте все лишнее, что не подходит под нее. Коллекционер никогда не приобретает все подряд! В этом и секрет успеха.
  • Используйте винтажные предметы.

► В прошлом году вы записали онлайн-курс по декорированию интерьеров «Интерьер с обложки». Кто те люди, которые пришли к вам за знаниями? Насколько сильный интерес сейчас к вашей сфере?

— Курс существует уже три года, и за это время произошел настоящий бум профессии интерьерных стилистов. Это стало очень востребованным и модным! Думаю, в том числе потому, что конечные потребители продукта – заказчики – поняли, что подбор декора в интерьер – это немаловажная часть дизайн-проекта. Я этому очень рада.