Вернуться на главную

Белуджский ковер: самое важное ткачество восточного Ирана

Всмотримся пристально в историю удивительного народа – белуджей, чьи ковры являются самыми известными в Восточном Иране, – и попробуем понять, что скрыто за узорами и цветами этих уникальных предметов ткачества…

Краткая история происхождения

Белуджи – иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением. Исследователи полагают, что местом их происхождения являются Иран, Пакистан и Афганистан. За исключением тех, кто мигрировал в Европу и США, некоторые группы белуджей проживают в странах южной части Персидского залива. Земля белуджей называется Белуджистан, а в некоторых исторических источниках она также известна как Макран. Первоначально с географической точки зрения существовали Восточный и Западный Белуджистан. В эпоху Каджаров и английских завоеваний Белуджистан был разделен. К 1947 году, и с образованием Пакистана, восточный Белуджистан был зарегистрирован в качестве отдельного государства, которое принадлежало Пакистану, в то время как западный Белуджистан остался в пределах границ Ирана.

Сегодня в Белуджистане есть два основных региона – Сархад и Мокран. Сархад – это северная часть, которая охватывает территорию от холмов Тафтана до северной границы Кермана. Мокран охватывает центральную и южную часть региона до Аравийского моря. Известный персидский поэт Фирдоуси называет белуджей воинами, которые сопровождали Сиаваша и его армию в Туран, чтобы вести войну против Афрасиаба. Они несли флаги с изображением пантер, символом региона и олицетворением воинской храбрости.

В Шахнаме племена белуджей не упоминаются до эпоса Аноширавана. После завоевания Индии Касра Анушираван услышал новость о том, что Гил, Дейлам и Балух восстали. Важным фактом здесь является то, что в Шахнаме в большинстве восстаний и сражений белуджей участвовали Гил и Дейлам. Поэтому неясна первоначальная среда обитания этих народов. Сегодня некоторые исследователи полагают, что племена белуджей могли возникнуть на южных и западных берегах Каспийского моря, но неизвестно, когда они иммигрировали (или их заставили мигрировать) на юго-восток Ирана.

Ткачество

Белуджские ковры хорошо известны среди персидских ковров. Можно с уверенностью сказать, что это самые известные ковры восточного Ирана. Чтобы лучше понять предмет, мы должны изучить географию места. Несмотря на то, что Белуджистан считается основным местом обитания белуджских племен, исследования ковров предполагают, что существуют два центра белуджского ткачества.

  1. Восточный Иран, такие провинции как Южный Хорасан и Разави Хорасан
  2. Варамин, к юго-востоку от Тегерана.

Похоже, что основные причины эмиграция племен белуджей и систани в северные части (особенно в Хорасан) – засуха и погодные условия. Другая теория состоит в том, что различные племена белуджей были вынуждены переселиться в Хорасан во времена правления Надершаха. [1]

Наиболее важными центрами ткачества белуджского племени в центральном и южном Хорасане являются Торбат-и-Джам, Торбат-и-Хейдария, Хаф, Тайбад, Сарахс, Каен, Фариман и ряд деревень вокруг Кашмара и Нейшабура. После того, как Тегеран был объявлен столицей Ирана в начале эпохи Каджаров, Дашт-э-Варамин (равнины Варамин) стал основным местом обитания различных племен, включая белуджей. Дашт-э-Варамин стал местом жительства для ряда племен, таких как курды, луры, шахсевены и арабы, а также белуджи. Причиной этого было то, что регион был близок к Тегерану и глава каждого племени должен был быть в контакте с шахом, пока Тегеран не стал идеальным местом для племен и не отвечал их потребностям [2].

История ткачества белуджских племен

У белуджских ковров чудесная история. Они привлекли внимание специалистов по коврам много лет назад и не перестают их удивлять. О коврах белуджей написано множество статей и книг. Сиаваш Азади, один из выдающихся знатоков ковров, написал о них книгу. Его книга – древний и ценный источник информации. Азади владеет коллекцией белуджских ковров, известной во всем мире. [3]

Многие исследователи и авторы пытались классифицировать племена белуджей и их ткачей, но результаты получались противоречивыми. Они полагали, что ткачество является неотъемлемой чертой только белуждских племен, но не всего иранского народа. На самом деле, ткачество один из основных атрибутов племенной культуры и искусства всего Ирана. Можно с уверенностью сказать, что невозможно найти иранское племя или культуру без такого традиционного вида искусства как ткачество. Среди этой традиции ковры занимают особое место, так как они отвечали первостепенным нуждам.

Другими словами, ткачество всегда было самым популярным и старейшим видом искусства среди иранцев, и большинство самых элементарных потребностей людей удовлетворялось посредством ткачества. Именно поэтому исследователи узнавали информацию о племенах через их ткачей, будь то удивительный узор или рисунок, благородные цвета, высококачественные материалы и т.д.

Вот имена некоторых белуджских племен из Южного Хорасана и Разави Хорасана, где ткачество является главной составляющей культурного наследия (согласно исследованиям, в них были сотканы самые известные старинные ковры с точки зрения рисунка, узора и качества): Ян Бейги, Ян Мирзаи, Салархани, Я-гоб Хани, Али Акбар Хани, Теймури, Бахлоури (Бахлоули), Кола Дерази, Абд-ол-Сорх. [4]

Поскольку племена белуджей и систан сосуществовали и жили очень близко друг к другу, многие исследователи, перечисляя названия белуджских племен, включают также несколько систанских. В связи с этим, идентифицируя систанский ковер, они могут назвать его белуджским.

Жители Систана пошли по тому же пути, что и белуджи. По тем же причинам они переселились в северные земли вокруг Хорасана. Племена белуджей и систани настолько ассимилировались, что сегодня у них есть общие черты в культуре, искусстве и образе жизни.

При изучении племенных белуджских и систанских ковров становится ясно, что в некоторых случаях систанские узоры встречаются в белуджском ковре. Соединение мотивов разных племен привело к появлению ряда узоров, общих для обоих племен. Поэтому в некоторых источниках ковер могут называть белуджским, в то время как он систанский по происхождению (Фатх-ол-лах Хани, Мадад Хани, Барахуй, Сангчули (Санчури) и т.д. Эксперт по лингвистике Али Хасури относит племя Болури к систанским, а их язык к фарси-э-систани (систанский персидский). Он указывает, что узлы, используемые в коврах Болури из Хорасана, симметричные, что не соответствует технике белуджских мастеров. Это знак, который помогает исследователям распознать старые систанские ковры. [5]

Очевидно, что в регионе существовала государственность, сегодня известная как Систан (Заранж), которая оказала неоспоримое влияние на культуру создания ковров соседних регионов восточного Ирана. Археологические открытия в таких местах, как Шахр-э-Сукхте, датируемые 4000 лет до нашей эры, свидетельствуют о традициях и таких видах искусства, как ткачество, прядение, гончарное дело и т. [6]

Ковер, Систан, начало 20 в, размер 170 х292 см

Классификация и название узоров и мотивов

Названия, использованные для узоров и мотивов этого региона, глубоко укоренились в местной ткацкой литературе. К сожалению, многие из них остались незарегистрированными, и со временем либо забылись, либо были изменены. Мы собрали список самых важных зарегистрированных названий узоров и мотивов белуджских ковров Хорасана за последние десятилетия.

Барг-э-Таки (перс. – «лист винограда») или барг-э биит

Это простой и красивый узор, вдохновленный виноградными листьями. Иногда можно встретить простой узор виноградной лозы, который повторяется по всему полю ковра (повторяющийся узор вагирех). В очень редких случаях на поле ковра можно найти два (а в некоторых еще более редких случаях – три) дерева.

Колах дерази (перс. — «колпак») или «герати/махи»

Название узора навеяно названием племени ткачей, а базовый мотив основан на знаменитой гератской рыбе, рисунок которой повторяется на поле, (повторяющийся узор вагирех). Судя по свидетельствам, самые крупные образцы были сотканы белуджами из Хорасаба. Они использовали четырех рыбок, которые вместе образуют узор, напоминающий торандж в центре ковра.

Ботех (ботех-джекех) или ботех-бадами (перс. – «миндаль»)

Среди старых ткачей ковры с таким рисунком известные как ботех бадами. В большинстве своем они имеют повторяющийся мотив ботех. Иногда ботех в этом узоре сочетаются с другими мотивами.

Гол-е-шафталу (перс. — «цветок персикового дерева»)

Это еще один повторяющийся рисунок, в котором один цветок дублируется по всему полю. Узоры этого рисунка почти всегда имеют одинаковую структуру, но белуджские ткачи иногда вносят небольшие изменения, исходя из собственного вкуса и фантазии.

Хози (перс. – «медальон», «пруд»)

Это название, которое племена белуджей дали узорам торанжи (медальон). Торандж расположен в центре поля и напоминает хоз (пруд). Еще несколько десятилетий назад некоторые другие центры ткачества, такие как Чахар-Махал и Бахтияри, Керманшах и Хамадан, использовали название хози вместо торанджи.

Гавазни

Пример самого красивого узора можно найти в Каафе и Сангане. В этом узоре акцент сделан на образы оленей, поэтому олени видны по всему полю ковра. Этот узор очень похож на узор торандж, в котором олень является основным в поле ковра и переплетен вокруг.

Чахар Моргх (перс. – «четыре птицы»)

Этот узор происходит от «каен», и его полное название – Чахар-Моргх-э-Зир-э-Ко-э-Каен. Первоначально это был местный рисунок, но белуджские ткачи взяли его и, внеся в него изменения, создали новый узор. Его главная особенность – четыре птицы в разных положениях.

Ковер «Чахор моргх» из Зир-э-каен, конец 19 — начало 20 в, размер 73 х 135 см

Каби (Картуш или орнамент «Мадан»)

Этот узор состоит из рамок и квадратов, разложенных по полю. Один из самых известных образцов соткан в Мадане, в непосредственной близости от Нейшабура. Этот рисунок также известен под названием ковер Мадан или Тарх-е-Мадан (узор Мадан).

Сарви (перс. – «кипарис»)

Как следует из названия, доминирующим в этом узоре является кипарисовое дерево. Иногда встречаются повторяющиеся кипарисы, а в очень редких случаях – одно большое кипарисовое дерево на поле ковра.

Ковер «Сарви», округ г. Фердоус, Южный Хорасан, конец 19 в, размер 123 х 278 см

Бехест-ва-джаханнам (рай и ад)

Это группа белуджских узоров, в которых видны мотивы змей и драконов или зверей и птиц, сражающихся друг с другом. Некоторые великолепные образцы находятся в Сангане, Тайбаде и в окрестностях Торбат-э-Джама.

Дохтар-э-Гази

Это один из известных повторяющихся рисунков племен белуджей. Ковры с таким рисунком очень похожи на молитвенные, поэтому иногда их используют как молитвенные коврики.

Парджоллаки (Джоллаки)

Это простой мотив, вдохновленный веретеном и джоллаком (название веретена на белуджском диалекте). Этот мотив также повторяется по всему полю. Интересно, что некоторые племена Лорестана используют слово джаллак, которое имеет то же значение.

Живописные узоры

Одни из самых интересных ковров племени белуджей – живописные ковры. Они не разнообразны (особенно более поздние образцы), но они всегда привлекали внимание как ученых, так и коллекционеров. Некоторые известные узоры белуджей включают в себя хошанг шахи, па боланд, саваркаран и шахи. К сожалению, некоторые из этих рисунков больше не ткут. Изучая некоторые живописные белуджские ковры, нельзя не заметить акцент на женском начале и образах женщин в целом. Это можно объяснить влиянием племен белуджей и систани. Очевидно, женщины и женственность были очень важны в старых систанских цивилизациях, особенно в Шахр-э-Сукхте [7], где в главе правления часто были женщины. Они могли оказать серьезное культурное влияние на большие районы восточного Ирана. Это влияние проявляется в различных ковровых изделиях разных племен, от белуджских ковров до тканых предметов быта и даже татуировок. [8]

Другие известные древние белуджские узоры включают каламдан, мах-ва-ним-ма, бид-э-маджнун и базообанди. К сожалению, эти узоры постепенно забывались, и более поздним образцам не хватает прежней изысканности.

Ковер из Тимнаг, конец 19 в, размер 110 х 167 см

Техника плетения

Эти ковры всегда создаются асимметричным узлом. Редкие экземпляры с симметричным узлом, скорее всего, являются произведениями систанских ткачей и их традиций. Самым старым белуджским коврам, сохранившимся до наших дней, больше 150 лет. Большинство ковров белуджей старше 100 лет выполнены в технике так-пуд-э-пазок (тахт-баф или вдавленная основа). Эта техника претерпела множество изменений, и в более поздних образцах, особенно в последние десятилетия, ткачи в основном используют методы двойной ткани и лул баф (смещенная основа). Традиционно каждый ковер имеет кромку, которая сделана из черной козьей шерсти. По ширине она 2 сантиметра. Эта шерсть настолько упругая, что сохраняет изделия от моли и других насекомых. Ковер также не пропускает влагу в центре.

Белуджские ковры обычно небольшого размера; менее 4 квадратных метров, если быть точным. Также редко можно было встретить ткацкие станки среди племен белуджей, но в последние десятилетия они стали появляться, но в ограниченном количестве.

Разнообразие цветов, используемых в коврах, также очень ограничено и редко превышает 6-7 цветов. Основные цвета – коричневый, темно-синий и темно-красный, а также кремовый, красный джида, хаки и в некоторых случаях зеленый.

Примечательно, что белуджские ткачи в основном ткут без заранее нарисованного узора, а берут его из головы.

Чехол на седло «Рузини» (Rusini), рисунок «Чахор моргх», конец 19 — начало 20 в, размер 80 х 76 см

Белуджские ковры Варамина

Как упоминалось ранее, племенам белуджей в Варамине больше двухсот лет. Можно задаться вопросом, почему изучение ткачества белуджей так важно для ученых-ковроведов. Ответ в их большом разнообразии. Это не только ковры, но и всевозможные ценные и весьма полезные в повседневной жизни ткани. А именно хорджин, мафраш, софрех и намакдан (мешок с солью), которые относятся к категории тканых контейнеров. Они создаются разными способами: с помощью узлов (ковер), без узлов (плоское плетение), гелим или их комбинации.

Ткачество как традиция столкнулось со значительным упадком среди белуджских племен и всех других племен Варамина. Основной причиной этого являются изменения в образе жизни племен и их возвращение к основным местам обитания.

Текст: Турадж Жулех, учёный и исследователь ковров, автор научных статей, Иран