Аллистер Ковелл – победитель множества премий, современный художник, который
создает яркие, красочные и ритмичные абстрактные картины. На написание их художника
вдохновляет синестезический ответ на звук.
В 2015 году Ковелл получил королевское признание от Его Королевского Высочества Принца Уэльского: тогда его текстильная арт-работа «Цифровой стежок», созданная в сотрудничестве с Финк Позитив Принтс (Великобритания), была приобретена Национальным Музеем Шерсти в Уэльсе.
В феврале 2019 года в Бродвейской галерее в Летчворте Гарден Сити открылась первая большая персональная выставка Ковелла «Полотно для ковра». Выставка, которая продлилась три месяца, стала своеобразным путеводителем по творчеству художника за последние пять лет. Наряду с абстрактными картинами и рисунками там были представлены серии ковров ручной работы, изготовленных компанией «Бирюзовая гора» в Афганистане и «Творец ковров» в Непале.
В июне 2019 года компания «Бирюзовая гора» пригласила Аллистера Ковелла для презентации выставки «Полотно для ковра: афганское видение» в рамках выставки Хали в торговом центре Гэлэриз в Лондоне (как часть Лондонского Фестиваля Hali). «Полотно для ковра: афганское видение» рассказывает о четырех коврах Ковелла ручной работы, выполненных афганскими ремесленниками при поддержке компании «Бирюзовая гора». Мини-выставка стала своеобразным чествованием мастерства афганских ткачей, демонстрируя их умения трансформировать нарисованные цветные и выразительные мазки кисти Ковелла в тканые узлы, подчеркивая и подтверждая богатое наследие Афганистана в создании ковров.
Ковелл – выпускник Лондонского университета Искусств и Университета Бедфордшира, имеет ученую степень в области моды и текстильного дизайна. В настоящее время Ковелл является членом художественного центра «Дигсвелл Артс Траст», организации, которая поддерживает начинающих художников. Среди выпускников художественного центра, который работает более шестидесяти лет, такие известные деятели, как художник по текстилю Питер Коллингвуд, керамист Ганс Копер, скульптор Джон Миллс и художник Майкл.
Синестезия – неврологическое явление, состояние которое лучше всего описать как «соединение чувств», когда один чувственный опыт взывает к другому. Для Ковелла синестезия является способностью видеть цвет посредством звука, описывать музыку с помощью жестикуляционных мазков и создавать смелые формы, что идеально передает спонтанность и абстрактную изменчивость музыки на поверхности полотна. Работы Ковелла – это абстрактные записи, напоминающие о каких-то местах, людях и событиях.
В 2014 году Ковелл выиграл премию в номинации «Лучший молодой дизайнер» на 9-й выставке дизайна ковров Домотекс в Ганновере (Германия). Это был первый опыт Ковелла в создании композиции для ковра. И, проникшись очарованием художественного наследия и традиционных методов, используемых при создании ковров, он немного видоизменил свою практику, чтобы получить возможность переносить некоторые сюжеты своих картин на тканые текстильные изделия.
Это первый ковер, созданный в сотрудничестве с компанией «Бирюзовая гора». Картина была частью небольшой серии, в которой художник экспериментировал с разными стилями. Название песни Кайли Миноуг из ее альбома 2003 года «Лихорадка» показалось Ковеллу идеальным: ведь его картины и ковры – это окна в его художественный мир.
Изначально картина «Плавиться» была частью единой картины на картоне, состоящей из восьми частей. Каждый кусок был примерно форматом А4, и картина располагалась в правом верхнем углу. Идея заключается в том, чтобы однажды превратить оставшиеся семь картин в ковры, и это станет цельным произведением коврового искусства.
«Пока я рисовал, я слушал песню «Плавиться» британской электронной группы Лефтфилд и их альбом «Левизна». Эта песня оказала влияние на композицию ковра: как музыкальные пласты, накладываясь друг друга, перекрещиваются со звуковыми сигналами и электронным звуком синтезатора, так отражаются капли красок, белые брызги, вспышки ярких цветов и изогнутые линии. Афганские ткачи смогли превосходно передать мазки в тканой форме, подбирая цвета с помощью натуральных красителей», – говорит автор.
Вдохновившись песней британской певицы Кейт Буш «Где-то между» из двойного альбома «Антенна» и музыкальной сюитой на втором диске под названием «Небо из меда», художник делает сюжетом ковра вид из окна на абстрактный пейзаж и солнце в небе. Песни из альбома описывают процесс наблюдения за солнцем от рассвета до заката, а затем процесс ожидания восхода солнца на следующий день. Узор ковра соответствует основной тематике альбома Кейт Буш, который посвящен течению времени и движению солнца.
Концептуально ковер прекрасно описывает тему выставки «Полотно для ковра», на которой он был представлен в начале 2019 года. Как поется в песне, и картина, и ковер – это явления «где-то между» искусством, дизайном и современным ремеслом.
Источником вдохновения для творчества художника стала короткая инструментальная композиция «Мечта Джейн» американской певицы Жанель Монэ из альбома «Грязный компьютер»: «Основой этого ковра является картина. Мне было интересно посмотреть, как афганские ткачи интерпретируют яркие цвета, мазки и формы. Это мой личный фаворит, потому что я чувствую, что рискнул, обратившись к подобному дизайну, и не знал, сработает ли это визуально. Да, как картина композиция работает, но будет ли она работать как ковер? Композиция ковра «Мечта Джейн» довольно странная для ковра ручной работы: с асимметричными абстрактными формами, обрывистыми мазками и дисгармоничными цветами. Он предназначен для того, чтобы висеть на стене. Я мог бы потерпеть неудачу, но я не думаю, что это на самом деле так. На моей недавней выставке этот ковер, с добавлением моей подписи, сотканной в правом нижнем углу, висел на стене и на расстоянии он выглядел как крупномасштабное полотно. Это именно тот эффект, которого я добивался»