Вернуться на главную

Али Оскуи: Новые идеи, традиционные истоки

Компания Oskui Carpets была основана в 1988 году. За годы работы бренд получил несколько международных наград за дизайн ковров, в том числе знаменитую премию Carpet Design Award. Визитной карточкой Oskui стала мастерская адаптация традиционных узоров к современным трендам в сфере цвета и дизайна. Сегодня мы беседуем с Али Оскуи – дизайнером и владельцем компании, который поделится секретами своей профессии, расскажет о тенденциях в мире текстиля и даст несколько полезных советов по выбору ковра.

► Вы родились на севере Ирана, в Тебризе, в одном из старейших центров коврового ткачества в мире. Ковровой культуре там учат с детства или иранцы впитывают ее с молоком матери? Есть ли в вашей семье мастера по изготовлению ковров?

— Мой отец работал в ковровой промышленности в течение нескольких лет. А мой личный опыт начался с торговли коврами в Германии, где я живу с 1988 г. Пока я ждал место в университете, помогал другу в магазине ковров. Именно тогда я обнаружил свою страсть к коврам и заинтересовался ими.

► Вы начинали с создания ювелирных украшений. Есть в этом какое-то сходство с рождением ковров?

— С точки зрения производства, это два разных мира. К тому же ювелирная индустрия следует за инновациями и модой. Что касается ковров, то все ключевые узоры были разработаны еще триста лет назад, во времена династии Сефевидов, и с тех пор мало что изменилось в Иране. Каждый город годами ткал одни и те же узоры, с использованием одного и того же цвета. Украшения и ковры, скорее, похожи друг на друга с точки зрения красоты. Ковры преображают пространство в комнате, как украшения делают привлекательным наше тело. Комната без ковра – это комната без души.

► Вы одновременно и дизайнер, и производитель. Что труднее: быть оригинальным в сфере дизайна или сохранить высочайшее качество традиционных иранских ковров?

— Думаю, одно не исключает другого. Все меняется, и ковры, как часть домашнего убранства, нуждаются в адаптации. Я черпаю вдохновение из старых узоров, соотношу их с современным декором и цветом. Но качество ручной шерсти и натуральных цветов должно быть таким же, как и у старых изделий.

► У вас есть своя команда или вы сотрудничаете с другими компаниями и дизайнерами?

— В области дизайна я работаю один, создавая только собственные проекты. Но для производства, конечно, у меня есть команда опытных специалистов, поддерживающих мои идеи.

► Над чем вы работаете сейчас?

— Сегодня я работаю над уникальным дизайном, основанном на том, что было создано в Индии и Непале за последние 15 лет. В Иране это были ковры с более тонкими узлами, а в Куме – изделия из лучших материалов. К 2022 году я постараюсь создать новые ковры с более тонкими узлами. Не бывает дня, чтобы я не думал о новых проектах. К сожалению, из-за пандемии многие выставки были отменены. Зато у меня есть время, чтобы работать над свежим дизайном и производством. На следующей выставке мы обязательно покажем новинки.

► Ковры в Иране, Индии и Непале разнообразны по стилям и техникам. Они создаются из натуральной шерсти, шелка и вискозы; их виды варьируются от ковров кочевников, килимов, классических восточных ковров до современных оригинальных образцов. Какие ковры сегодня самые популярные?

— Сегодня все в поиске инноваций и новых технологий, но возможности ковровых техник и материалов ограничены. Несмотря на использование современных материалов, самыми лучшими материалами по-прежнему остаются шерсть и шелк. В целом, думаю, в разных странах разные вкусы. Немаловажную роль играет и цена. Отмечу: спрос на современные ковры и интерес к ним постоянно растет. У нас есть клиенты в Европе и США, России, а также в Азии, например, в арабских странах и Китае, а недавно – и в Иране.

► Ковры вашей коллекции «Оникс» впечатляют сочетанием традиций и современности. Как перенести традиционные персидские орнаменты на современный язык узоров?

— Преобразить традиционный узор в современном духе не так сложно, как может показаться. Иногда сокращение узора и изменение цветового сочетания уже делают ковер современным. По сути, вы должны это почувствовать, интуитивно понять, какой традиционный узор можно изменить и как именно это сделать.

► Этот выпуск нашего журнала посвящен орнаментам. Какой совет по правильному сочетанию различных узоров и текстур вы можете дать нашим читателям?

— Важно, чтобы ковры имели один и тот же основной цвет. Повторяющиеся цвета делают узоры гармоничными. Можно следовать правилу 60-40: если соединить два орнамента, больший должен занимать 60 процентов, меньший – сорок. Это позволяет гармонично соединить узоры, не допустить перегрузки.

► Красивый ковер доставляет удовольствие своему владельцу на протяжении долгого времени. Это инвестиция в качественный материал, дизайн и мастерство. Расскажите, как правильно выбрать ковер?

— Вот критерии, которыми я бы рекомендовал руководствоваться при выборе ковра. Первое – это идеальный размер: многие люди покупают ковры неправильного размера. Второе – соответствие цвета ковра общей колористике интерьера дома. Третье – согласованность в дизайне. И, конечно, огромное значение имеет вид ковра и его качество.

► Как изменилась ковровая сфера за последний год?

— Разнообразие моделей и оригинальные новинки вызвали интерес к коврам у нового поколения. И ковры снова стали частью современной обстановки.

► Опишите свою компанию тремя словами.

Страсть к инновациям.